20/06/22

Екатерина Демина: как семнадцатилетняя медсестра стала первой женщиной-морпехом

Сломав устоявшиеся стереотипы, Екатерина Дёмина, помимо множества боевых наград, заслужила почётный титул единственной женщины, нёсшей в годы Великой Отечественной войны службу в разведке морской пехоты.

Получившая звание «Герой Советского Союза» лишь спустя 45 лет после победы, Катюша шокировала своих сослуживцев и противников стальным характером, безмерной отвагой и ответственным отношением к делу. Спасая солдат, она ходила врукопашную, вытаскивала их из ледяной воды, совершала изнурительные марш-броски, и воодушевляла на подвиги своим примером.

Отчаянная

Окончив в июне 1941 года пришкольные курсы медицинской сестры, 15-летней девчонкой, Катюша отправилась погостить к брату в Брест, но по пути их поезд подвергся ударам немецких бомбардировщиков — так в её жизнь ворвалась война.

Оказавшись под Смоленском отважная Демина, спешно направилась в военкомат, чтобы уйти на фронт в составе добровольческого отряда, но получила отказ, поскольку военных смутил её нежный возраст.

Желая принести Родине пользу, Екатерина устроилась добровольцем в стоявший на окраине города военный госпиталь, а когда его эвакуировали она осталась служить медсестрой в военной части.

В дни ожесточённых боёв она оказывала солдатам медицинскую помощь, но под Гжатском не уберегла себя и получила тройное ранение ноги. Дальше было лечение на Урале, а позже в Баку, где поправившись, она приписала себе два лишних года и попросила командование направить её на службу на военно-санитарный корабль «Красная Москва».

Курсировавшее по Волге судно перевозило бойцов, раненых под Сталинградом, в госпиталь прикаспийского города Красноводск. За активные действия отчаянной девчонке присвоили звание «Главный старшина» и наградили нагрудным знаком «Отличник Военно-Морского Флота».

Шмакодявка

По окончании Сталинградской битвы Дёминой пришлось служить в тылу, но лишённая опасностей работа тяготила её, поскольку ей хотелось помогать солдатам на передовой. Помня, что в Баку шёл набор добровольцев в батальон морпехов, бойцы которого должны были сходить с бронекатеров и сражаться на суше, Катя обратилась к командованию с рапортом о зачислении на службу, но получила отказ, аргументированный тем, что на флоте женщине, тем более, такой юной как она, не место.

Не смирившись с таким решением, она написала письмо на имя верховного главнокомандующего Иосифа Сталина, и через месяц по его приказу была назначена на должность санитарного инструктора 369-го отдельного батальона морской пехоты Азовской флотилии. Направленная во взвод морской разведки, хрупкая Катерина поначалу вызывала смех возмужалых сослуживцев, одаривших её прозвищем «Шмакодявка».

Медаль «За отвагу»

Не давая себе никаких поблажек, она наравне со всеми участвовала в учениях и проявила невиданную стойкость в бою при освобождении Темрюка в ноябре 1943 года. Десантировавшись в плавни, иными словами поросшую кустарником и камышом пойму реки, их отряд сразу же потерял половину личного состава. Из 1000 бойцов в живых осталось 500, многие из которых выжили лишь благодаря героическим и бесстрашным действиям Дёминой.

Стоя по грудь в холодной солёной воде, и отстреливаясь, она втаскивала в лодки и на берег мокрых раненых солдат в полном обмундировании и отправляла их в тыл. Находясь под шквальным огнём противника и будучи контуженой, она продолжала оказывать сослуживцам медицинскую помощь. За это командование наградило ее медалью «За Отвагу».

Выжившие в этой операции красноармейцы больше никогда не смеялись над отважной девочкой-подростком, попросили у неё прощение за прежнюю надменность, и стали именовать в отряде Катюшей.

«Катюша» для Катюши

Катюшей морская десантница Дёмина была и для немецких солдат, которые наслышавшись о её отчаянных вылазках, хотели собственными глазами увидеть эту русскую амазонку.

Подобный случай представился им в январе 1944 года, когда морпехи, высадившись в штормовую погоду на пустынном берегу близ Керчи, заняли плацдарм между деревеньками Глейка и Жуковка. Держа оборону в течение 40 дней, отряд получал продовольствие и боеприпасы с воздуха, а за питьевой водой необходимо было идти к колодцу, располагавшемуся на нейтральной территории.

Ночью, когда стихала перестрелка, за живительной влагой для раненых бойцов не раз направлялась и Демина, которую однажды выследил немец.

Оказавшись лицом к лицу с врагом, медсестра не растерялась и объяснила ему, что вода необходима для больных, а она и есть та самая Катюша. Услышав это имя, немец тут же достал губную гармошку, заиграл одноимённую песню, и, приплясывая, наблюдал, как уходила к своим позициям бесстрашная Дёмина.

После этого случая, в моменты затишья, с немецкой стороны часто доносились выкрики: «Рус матрос! Покажи Катюша! Нихт шиссен! Стрелять — найн!».

А спустя несколько дней за героизм, проявленный в  боях под Керчью, Екатерина Демина была награждена орденом Отечественной войны II степени.

Днестровский лиман

Свою решительность и отвагу Екатерина ещё раз продемонстрировала в конце лета 1944 года, когда морские пехотинцы участвовали в переходе через Днестровский лиман. Первой кинувшись в атаку, Катюша повела за собой матросов, успев в ожесточённом бою уничтожить больше 10 фашистов, забросать гранатами ДЗОТ, не забывая про свои обязанности медицинской сестры.

Подстреленные неприятелем советские матросы падали в воду, под толщей которой была помещена колючая проволока. Снимая сослуживцев с калечившего тела заграждения, Катерина перетаскивала их на плащ-палатке в безопасное место, и продолжала защищать их, даже когда получила ранение в руку.

За действия на Днестровском лимане Дёмина была представлена командованием к званию Героя Советского Союза, но в штабе решили ограничиться вручением ордена Красного Знамени.

Дунайская операция

Аналогичная ситуация с признанием боевых заслуг Катюши произошла после завершения Дунайской операции, когда командование флотилии сочло факты о совершённом ею подвиге несколько преувеличенными.

А между тем в декабре 1944 года, 50 советских морпехов, чтобы отвлечь внимание противника от штурма крепости Илок с суши, высадились на островок посреди Дуная, который по роковому стечению обстоятельств в день операции оказался затопленным. Именно поэтому десантникам пришлось взобраться на кроны деревьев и из такого положения открыть огонь по немцам. Спустя два часа в живых осталось только 12 красноармейцев, уцелевших исключительно благодаря Катюше, которая, находясь по горло в воде, переходила от дерева к дереву, обрабатывала раны солдат, приматывая их бинтами к кронам, чтобы они не упали в воду.

В результате операция увенчалась успехом, а раненную в руку и подхватившую воспаление лёгких Дёмину эвакуировали в госпиталь, откуда не долечившись, она сбежала в родной батальон, чтобы вместе с ним встретить День Победы на улицах Вены.