Имя Елизаветы Горской в Советском Союзе не было известно на протяжении десятилетий. Однако именно эта женщина внесла значительную лепту в победу над гитлеровской Германией и в разработку советского атомного оружия. О Горской заговорили лишь в конце 1960-х годов. Но тайны в жизни разведчицы на этом не закончились.
Розенцвейг-Горская
На самом деле Елизавета Юльевна Горская при рождении носила фамилию Розенцвейг. Она появилась на свет в 1900 году в Румынии, в селе Ржавенцы близ Черновиц. Розенцвейг училась в университетах Парижа и Вены, свободно говорила на 6 языках — русском, иврите, румынском, французском, немецком и английском. С такими знаниями Елизавета пригодилась советской разведке. Тем более, что она состояла в подпольной коммунистической организации и служила переводчиком в торгпредстве СССР в Вене.
Владимир Антонов в своей книге «Женские судьбы разведки» упоминает о том, что Елизавету Розенцвейг тщательно проверяли, давая ей незначительные поручения. Но девушка выдержала все испытания и стала сотрудницей ИНО ОГПУ в Австрии. Впрочем, для выполнения заданий Розенцвейг выезжала также во Францию и Турцию. В конце концов разведчица получила советское гражданство и прибыла в Москву, где получила документы на новую фамилию – Горская.
Семья разведчиков-нелегалов
Тогда же Елизавета Горская выдала ГПУ своего коллегу Якова Блюмкина, который тайно встречался с Львом Троцким. Историки утверждают, что Блюмкин испытывал к Горской нежные чувства, а потому доверил ей многие свои секреты. Вообще, Елизавета, впоследствии ставшая единственной женщиной-подполковником в «иностранном отделе» госбезопасности, пользовалась успехом у мужчин. Недаром в 1928 году она вышла замуж за опытного разведчика Василия Зарубина.
С этого момента супруги Зарубины начали работать вместе, ведя тайную жизнь за рубежом, в том числе в Дании и Франции. Кстати, в Париже у Елизаветы и Василия родился сын Петр, который был зарегистрирован как Петер Херберт. Почти сразу после этого молодых родителей переправили в гитлеровскую Германию, где они сумели организовать масштабную сеть агентуры и даже завербовать гестаповца Вилли Лемана, зарекомендовавшего себя как одного из ценнейших шпионов, работавших на СССР.
Тайная жизнь и загадочная смерть
После короткого перерыва в 1941 году Елизавета и Василий Зарубины были командированы в Соединенные Штаты Америки. Там, как писал в своих мемуарах «Разведка и Кремль» Павел Судоплатов, Елизавете Юльевне посчастливилось установить контакт с физиком Робертом Оппенгеймером, занимавшимся разработкой атомного оружия. Жена Оппенгеймера, Екатерина, симпатизировала коммунистам и Советам, поэтому вдвоем женщины склонили ученого к сотрудничеству с СССР.
Именно за сбор данных в США Елизавета Зарубина удостоилась высокой награды – ордена Красной Звезды. Это случилось уже под конец войны, после которой Елизавета Юльевна продолжала служить в разведке. Однако 1953 год стал для разведчицы переломным. Тогда ей пришлось окончательно уйти из органов. Но никаких иных санкций в отношении Зарубиной не последовало. Горская умерла лишь в 1987 году. Хотя смерть ее, как и жизнь, кажется таинственной: 87-летняя женщина погибла под колесами будто бы случайного автобуса.
Ну да, ОЧЕНЬ таинственная смерть: 87-летняя старуха попала под автобус — явно происки «кровавой гэбни!