Между фронтом и оккупацией
Емельян Сокол, рядовой колхозник с хутора Померки Сумской области, был призван в армию в июле 1941 года. Его война оказалась короткой: почти сразу он попал в окружение и в плен. Немцы, как это часто бывало на оккупированных территориях в первый год войны, отпустили его домой. Вся его семья, включая 17-летнего сына Григория, жила под немцами. По некоторым данным, им удавалось избегать сотрудничества с оккупационными властями, хотя, как и все, они вынуждены были работать на полях.
В 1943 году, после освобождения Сумщины, судьба сделала крутой поворот. Емельяна повторно призвали в армию, и вместе с ним ушёл на фронт его взрослый сын Григорий. Оба попали пулемётчиками в 1144-й стрелковый полк.
Подвиг на Днепре и «геройская смерть»
Осенью 1943 года, во время форсирования Днепра, расчёт Соколов отличился, уничтожив десятки гитлеровцев и две огневые точки. Но настоящая слава пришла к ним после боя 20 октября 1943 года у деревни Синяк. Согласно наградным документам и статьям во фронтовой печати, отец и сын, оказавшись в критической ситуации, не отступили. Они взяли у раненого бойца противотанковое ружьё и подбили два немецких танка. В том бою их сочли погибшими.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
На основании этого подвига командование единогласно ходатайствовало о присвоении Емельяну и Григорию Соколам звания Героя Советского Союза. В январе 1944 года указ о посмертном награждении был опубликован в «Красной звезде».
Страшная правда
Однако выяснилось невероятное: Соколы не погибли. После того боя они были ранены и захвачены в плен. До мая 1945 года они провели в лагере для военнопленных в немецком Нойхаммере.
После освобождения и прохождения обязательной фильтрации, не обнаружившей за ними вины, отец и сын в 1946 году получили свои заслуженные «Золотые Звезды» и ордена Ленина. Казалось, справедливость восторжествовала.
Донос, суд и отобранная слава
Но торжество было недолгим. В 1947 году, по сфабрикованному доносу, их обвинили в том, что они инсценировали гибель и добровольно сдались в плен, а якобы позже служили полицаями. Высший военный трибунал приговорил Емельяна к 10, а Григория — к 8 годам лагерей. Указ о награждении был отменён «в связи с необоснованным представлением». По словам самого Григория, награды у них отобрали в военкомате под дулом пистолета.

