12/12/21

Как советские автомобилисты зимой с помощью аспирина заводили машины

Автомобилисты – очень смекалистый народ, готовый из любой трудной ситуации найти достойный выход. И чем чаще транспорт попадает в неприятности, тем больше изобретательности приходится проявлять. Так было в Советском Союзе. Технически несовершенные автомобили, дефицит запчастей и расходников, высокие нагрузки и кустарная "профилактика" вынуждали искать нестандартные решения.

Зимние проблемы

Существует много историй о том, как замерзали вражеские войска, в разные времена приходившие в Россию. Неизменно выручал генерал Мороз. Но мало где сказано, что отечественная техника тоже теряла свои качества при отрицательных температурах. Ситуация не изменилась и после Великой Отечественной, особенно в гражданском секторе.
Так, в Советском Союзе не было отдельно зимней и летней резины. Покрышки были одни и те же на любой сезон. С наступлением зимы и появлением гололёда машина могла стать просто неуправляемой. С этим боролись разными способами, например, наматывали на колёса цепи. Этот метод и сейчас применяют любители погонять по зимнему бездорожью.

Как дешёвая и доступная альтернатива цепям использовались верёвочные лестницы. Понятное дело, их "носили" не постоянно. А вот если машина попадала на скользкий участок дороги или начинала буксовать в снежной ловушке, пара верёвочных лестниц очень выручали.
«Их можно было намотать на колёса, как и цепи, или использовать как лебёдку. Во втором случае лестницу одним концом крепили за колесо, а другим – за что-нибудь прочное поблизости либо привязывали к длинной верёвке, которую уже можно тянуть на десятки метров к ближайшему дереву», – рассказывает публицист Владимир Иванов.

На малых оборотах автомобиль наматывал на колесо верёвочную лестницу и словно по дорожке выбирался из ледяного или снежного плена. Получалась своеобразная лебёдка. Если лестница закончилась, а препятствие ещё не было преодолено, её снимали с колеса – и вся операция повторялась снова и снова, до успешного завершения.

Другим лайфхаком советских автомобилистов были мешочки с солью, которые возили в бардачке. Дело в том, что отечественный автопром не баловал жителей СССР обогреваемыми стёклами. Они часто запотевали и покрывались наледью даже изнутри. Такой эффект каждый мог наблюдать зимой в общественном транспорте. Соль же отлично впитывает влагу. Поэтому мешочки с ней вытаскивали во время поездки и клали под лобовое стекло. Также мешочками стекло протирали, что было гораздо эффективнее, чем орудовать простой тряпкой.

Там же, в Советском Союзе, появился ещё один профилактический приём для борьбы с наледью на стеклах в салоне. Когда поездка была завершена, автомобиль не сразу закрывали, а сперва проветривали. Все четыре двери открывали на полминуты, тёплый влажный воздух выдувало из салона, и на стекле не оседал конденсат. Когда на следующий день автомобилист решал куда-нибудь съездить, лобовое стекло было чистым, без наледи.

Другой проблемой советских водителей были аккумуляторы. Они часто разряжались, особенно если на улице стоял мороз. Одной из мер профилактики было снятие аккумулятора и хранение его в домашних условиях. Но такой способ был возможен только при длительных простоях.

Если авто не заводилось с утра после холодной ночи, приходилось запускать "с толкача". Для этого были нужны минимум двое крепких мужчин на подхвате. Когда таковых не случалось, выручал обычный аспирин. Купить его можно было в любой аптеке, но как правило солидный запас этого лекарства автомобилисты держали в машине. Чтобы реанимировать аккумулятор, нужно было растолочь и засыпать по 12 таблеток в каждую ячейку. Это давала батарее несколько дополнительных часов жизни. Правда, этот способ годится только для свинцово-кислотных аккумуляторов баночного типа, каких уже давно не встретишь на современных авто.