В день смерти пограничнику Евгению Родионову исполнилось 19 лет. В 1996 году на этот же день пришлось и Вознесение Господне. «У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…», — рассказывал в последствии один из убийц военного Руслан Хайхороев.
Служба в армии
18-летний Евгений Родионов был призван в армию в непростое для страны время. Шла первая чеченская и молодой пограничник вскоре оказался под Назранью — на границе Ингушетии и Чечни. Он попал в плен вместе с тремя сослуживцами 14 февраля 1996 года, когда на посту остановил машину «Скорой помощи», перевозившую оружие. За рулем был его будущий убийца — бригадный генерал ЧРИ Руслан Хайхороев.
Плен и гибель
В плену парень пробыл три с лишним месяца, практически ежедневно подвергаясь избиениям и пыткам. Истязали его просто так — ведь никаких секретных сведений простой пограничник сообщить не мог. При этом ему и его товарищам предлагали отречься от православия и перейти в ислам. Евгений неоднократно отказывался, и в день своего рождения 23 мая 1996 года был обезглавлен. Мукам молодого пограничника пришел конец…
Мученик Евгений
Ни в армии, ни в правоохранительных органах для поисков пропавшего пограничника тогда не предприняли почти никаких мер. Его сочли дезертиром, и однажды наряд милиции заявился к матери погибшего. Естественно, безрезультатно. После этого женщина сама принялась за поиски сына. Любовь Васильевна приехала в Чечню и вышла на контакт с Басаевым. Тот обещал отыскать Евгения, но обещания своего не сдержал.
Более того, брат Басаева жестоко избил женщину, сломав ей позвоночник. Чтобы выяснить место захоронения Евгения, Любовь Васильевна была вынуждена заплатить боевикам выкуп. Обезглавленный труп сына она опознала по нательному кресту, который так и остался на груди парня. Генетическая экспертиза позже подтвердила результаты — это действительно был пропавший Евгений Родионов.
Канонизация
В конце 2003 года впервые зазвучали предложения о канонизации Евгения. Но тогда синодальная комиссия РПЦ их не утвердила. Тем не менее Евгений был признан местночтимым святым в Астраханской митрополии и Сербии. Повторно вопрос о канонизации был поднят в 2016 году — к годовщине гибели пограничника. И хотя ряд церквей признал Родионова как мученика Евгения Воина, РПЦ опять отложила решение вопроса.
Впрочем, многие уверены, что вопрос канонизации рядового будет решен положительно — это лишь дело времени.