Представитель силовых структур — одно из отражений государственного аппарата. Человек, которого поставили блюсти закон, должен быть олицетворением системы, винтиком которой является. Речь идет не только о том, что он должен разделять принципы государственной идеологии, но и о том, что он должен пристойно смотреться. В СССР хорошо это осознавали и поэтому отдельно обращали внимание на внешний вид работников милиции и КГБ.
Стандарты приема в милицию
В первые годы существования советской власти для тех, кто желал служить в силовых структурах, требования были невысоки. Брали, по сути всех. Включая больных туберкулезом и сифилисом.
Во время Великой Отечественной войны, когда убыль мужского населения стала заметной, в силовые структуры начали набирать даже трудоспособных инвалидов. Преимущественно, из числа покалеченных участников войны.
Война окончилась и было разработано положение, исходя из которого негодными к службе признавались определенные категории граждан. Документ запрещал принимать в милицию людей с очень низкими характеристиками мышечной массы (вес меньше 45 кг и рост ниже 150 сантиметров), граждан с искривленными, укороченными или вовсе отсутствующими конечностями, заметными дефектами речи (сильным заиканием) и аномалиями в челюстно-лицевой области, гнездной плешивостью и витилиго.
Если у новобранца не хватало десяти и более зубов, то путь в ряды советских милиционеров для него тоже был закрыт.
Требования КГБ
При поступлении на работу в КГБ на внешний вид претендентов обращали куда более пристальное внимание, чем при трудоустройстве в милицию. Наличие на теле особых примет здесь не допускалось вообще, а предпочтение при приеме на службу отдавали людям с незаметной внешностью. Особенно, если речь шла о внешней разведке.
Представителей некоторых национальностей в КГБ не допускали в принципе. Речь о евреях, крымских татарах, карачаевцах, калмыках, чеченцах, ингушах, греках, немцах, корейцах и финнах. Это было связано не с характерными особенностями их наружности, а с тем, что выходцы из этих народов в СССР традиционно рассматривались как политически неблагонадежные.
Инструкция "Об основных критериях при отборе кадров для прохождения службы в органах НКВД СССР" 1938 года также устанавливала требования к внешности и состоянию здоровья кандидатов. Отсеивались соискатели, у которых были обнаружены нервные тики, глазные дефекты, нарушения речи, аномалии половых органов, чрезмерно густой волосяной покров и некоторые другие физические отклонения.
Прочие требования
Но требования, которые выдвигались перед соискателями, не всегда касались исключительно физических и визуальных стандартов. В силовые структуры также не принимали людей с запятнанным прошлым.
Поначалу в милицию брали людей с судимостью по ряду не особо тяжких уголовных статей, но лишь в том случае, если с момента совершения проступка прошло более пяти лет. Вскоре требования ужесточили. И уже с 1923 года у желающих влиться в ряды советских силовиков должна была присутствовать как минимум справка об отсутствии судимости.
Социально-классовое происхождение тоже многое значило: в приоритете всегда были выходцы из рабочего класса или крестьянства. Важную роль играл уровень образования претендента и его осведомленность в вопросах теории марксизма. Для поступления на должность надо было предоставить минимум две партийные характеристики.