27/09/23

Форт Елизаветы: откуда на Гавайских островах взялась русская крепость

Остров Кауаи – четвёртый по величине и самый западный из крупных Гавайских островов. На нём сохранились остатки старинного укрепления, которое местные зовут Форт-Элизабет. Оно было названо в честь русской императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I.

Белые на Гавайях

Гавайские острова были открыты ещё в XVII веке неизвестными испанскими мореплавателями. Однако в то время ещё не умели определять точную долготу местности. Поэтому Гавайские острова был вскоре после открытия потеряны. Вторично их открыл в 1778 году английский мореплаватель Джемс Кук.

На Гавайских островах произрастало ценное сандаловое дерево. Европейские державы и США сразу оценили значение этого ресурса для своей торговли. За Гавайские острова разгорелось соперничество между Англией, Францией и США.

Туземцы Гавайских островов были сравнительно развитым племенем. У них уже складывались государства. До прихода белых гавайцы занимались земледелием на уровне каменного века. Но, познакомившись с железными орудиями, гавайцы сразу оценили их, а вскорости освоили и огнестрельное оружие. Так что знакомство с европейцами принесло гавайцам ощутимые выгоды. Между их вождями обострилась борьба за главенство над всем архипелагом. Европейцы вмешивались в эту борьбу, помогая тому или иному вождю.

Российская Американская компания на Гавайях

В 1741 году русский мореплаватель Алексей Чириков открыл северо-западные берега Америки, называвшиеся у туземцев Аляской. В конце XVIII века началась колонизация Аляски русскими. В 1799 году император Павел I утвердил устав Российской Американской компании (РАК), которой предоставлялась монополия на торговые отношения с Аляской. Русские колонии в Америке поступили во владение РАК, крупными акционерами которой были сам император, члены его фамилии и важные сановники Российской империи. Главные правители (губернаторы) Русской Америки назначались царём.

РАК развернула активность не только на Аляске. В 1812 году было основано русское поселение в Калифорнии (Форт-Росс). РАК пыталась заняться также колонизацией Курильских островов, завязать сношения с Японией.

В 1813 году на Аляску прибыл немецкий естествоиспытатель барон Георг Шеффер. С его именем связана гавайская эпопея РАК. Георг Шеффер был человеком несколько авантюрного склада. Он приехал в Россию в 1809 году, был магистром масонской ложи. В 1812 году Шеффер помогал своему соотечественнику Францу Леппиху строить первый управляемый аэростат (что не удалось). Затем Шеффер решил перенести свою активность за моря и отбыл в Русскую Америку.

В 1815 году гавайцы на острове Кауаи захватили судно «Беринг», принадлежавшее РАК. Осенью того же года правление РАК отправило предприимчивого Шеффера на Гавайи для ведения переговоров с туземцами с целью освобождения судна.

Присяга местного вождя на русское подданство

Шеффер вступил в переговоры с Камехамеха, который называл себя верховным королём всех Гавайев. Он проживал на крупнейшем и самом восточном из островов – Гавайи. Однако скоро Шеффер убедился, что власть Камехамеха на самом деле ограничена. Он не повелевал отдалённым от него островом Кауаи. Там самостоятельно правил вождь Каумулали. В мае 1816 года Шеффер отправился к нему.

Немец быстро нашёл общий язык с гавайским вождём. Куамулали согласился возвратить судно «Беринг» вместе с грузом без всякого вознаграждения. Более того, он поддался на уговоры Шеффера принять русское подданство. 21 мая 1816 года Каумулали принёс торжественную присягу на верность Александру I. Шеффер помог вождю составить письмо императору с просьбой о протекторате. Это письмо вместе с отчётом о своей деятельности Шеффер в сентябре 1816 года отправил в Новоархангельск (ныне Ситха) – главный город Русской Америки.

Уголок России на Гавайях

Между тем, Шеффер обживался на Кауаи. Он договорился с Каумулали о предоставлении ему пятисот подданных для строительства укреплений и обучения военному делу. Главное укрепление – каменное – Шеффер назвал, как уже говорилось, в честь августейшей супруги Александра I. Два других форта – деревянно-земляных – Шеффер окрестил в честь самого императора и генерала Барклая-де-Толли.

Шеффер первым составил подробную карту острова Кауаи и дал названия многим пунктам на нём. Ручьи острова получили имена в честь рек России и родной Шефферу Германии: Волга, Дон, Рейн. Не забыл он и себя, назвав одну из речек Шеффер.

К Шефферу на службу поступили некоторые иностранцы из числа находившихся на Гавайях, так как никто ещё не верил, что за спиной у Шеффера не стоит могущественный русский царь.

Американская агрессия

Шеффер просил закрепить за Россией её новое владение на Гавайях, прислав два военных корабля. Однако правитель Русской Америки Александр Баранов испугался «самоуправства» Шеффера. Он послал ему на Кауаи приказ не предпринимать никаких действий. Однако Баранов отправил полученные документы о присяге Каумулали в Санкт-Петербург правлению РАК. Но за дальностью расстояния ответа пришлось бы ждать слишком долго.

Тем временем, видя Шеффера одного, без поддержки России, иностранцы на Гавайях осмелели. Особенно постарались в этом американцы. Они подбили Камехамеху, «верховного короля», объявить войну непокорному Каумулали. Они также приказали всем иностранным служащим Шеффера покинуть его, и те послушались.

В марте 1817 года к Кауаи подошли четыре американских торговых судна. Их команды вместе с туземцами с Гавайи высадились на Кауаи и начали военные действия против русского агента. Располагая почти исключительно туземцами, Шеффер долго оборонялся за стенами форта Елизаветы, но в конце концов был вынужден капитулировать. В июне 1817 года ему и служащим РАК разрешили эвакуироваться на Аляску.

Категорический отказ императора от Гавайев

В Санкт-Петербурге ещё ничего не знали о драматических событиях, развернувшихся на Гавайях. Главное правление РАК передало решение вопроса о русской колонии министру иностранных дел Карлу Нессельроде. Тот тоже не мог действовать самостоятельно и испросил монаршего повеления. Таким образом, судьба русских Гавайев решалась на высочайшем уровне – императором всероссийским.

По испрошении монаршего повеления Нессельроде положил такую резолюцию на доклад о русском подданстве Гавайских островов: «Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами...».

Это было в феврале 1818 года. К тому времени остров Кауаи уже был утерян для РАК. Но внезапно в 1819 году наследник умершего Камехамехи, тоже Камехамеха, предложил русскому консулу в Маниле П. Добеллу, посетившему Гавайи, испросить для него покровительства у российского императора. Теперь сам «верховный король» Гавайев готовился отдаться в русское подданство! Ответ Александра I на отчёт Добелла нам неизвестен. Если он был, то отрицательный.