Афганцы гнали самогон специально для «шурави». Помимо «кишмишовки» («шаропа»), военнослужащие контингента советских войск в Афганистане употребляли и другие спиртные напитки.
Из чего афганцы делали самогон
Военный журналист, капитан в отставке Николай Стародымов, пробыл в Афганистане почти 2 года и все это время вел дневник, что официально запрещалось. В своих записях он упоминал, что так называемой «кишмишовкой» («кишмиш» – сорт винограда) торговали в дуканах и на рынках. По воспоминаниям Стародымова, этот самогон старались брать у надежных продавцов, потому что афганцы могли и отравить – подсыпать в напиток какой-нибудь гадости, от которой выпивший потом слеп.
Военный медик Владимир Гуд, побывавший в афганской командировке в середине 80-х годов, в своем рассказе писал, что для приготовления «шаропа» (другое название «кишмишовки») брался гнилой виноград. Гуд называл этот самогон «редчайшей гадостью», существовала даже сочиненная солдатами песня про «шароп», «который загонит меня в гроб». Напиток расфасовывался продавцами в полиэтиленовые пакеты (так было легче прятать). Был специальный способ откупоривания этой емкости – обязательно с помощью ввинчивания в пакет автоматного патрона – над какой-либо емкостью (котелок, кастрюля): самогон в таком случае стекал весь до капли. Существовала более «благородная» разновидность «шаропа», самогон, изготовленный на основе гранатового сока и сахара.
«Свойские» напитки
Британский писатель и дипломат Родрик Брейтвейт, рассказывая о солдатском досуге в Афганистане, писал, что советские солдаты чаще всего изготавливали брагу, которая бродила в емкостях для воды (топлива) в БМП, в обшивках палаток или же в зарытых в горячий песок алюминиевых флягах. Медик Владимир Гуд вспоминал: брагу солдаты могли заделать и из югославской карамели, продававшейся в магазинах Военторга. Изготавливались самодельные самогонные аппараты, и солдаты варили самогон из сахара, афганской тутовой халвы и даже из томатной пасты. При помощи дистилляторов, случалось, перегоняли противооткатную жидкость, используемую в артиллерии.
Родрик Брейтвейт, перечисляя разновидности спиртного, употребляемого советскими военнослужащими в Афганистане, добавляет: пили буквально «все, что горит» – одеколон, лосьоны, поэтому подобные вещи выдавались «за речкой» по списку, в ограниченном количестве. Британец с удивлением сообщал, что солдаты умудрялись даже перегонять бытовую химию.
«Столичная», медицинский спирт…
Как сообщал Родрик Брейтвейт, если у военнослужащего имелось достаточное количество чеков Внешпосылторга (ими выдавали жалованье военным в Афганистане), доступны были и водка «Столичная», и даже шампанское. Владимир Гуд писал, что можно было достать и медицинский спирт. Но эти «благородные» напитки употребляли в основном офицеры.
Ветеран афганской войны капитан запаса войск ВДВ Евгений Ганин вспоминал: в Кабуле «Столичная» продавалась за 25 чеков бутылка (в пересчете на рубли – 50 рублей). А в Союзе она тогда стоила 3,62 рубля. Ганин говорил, что моджахеды при захвате афганской столицы уничтожили склады с американским виски, а запасы русской водки отчего-то не тронули. Капитан запаса приводит любопытный факт: в магазинах и ресторанах Америки после ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан начали демонстративно — в знак протеста против «агрессии» СССР — уничтожать бутылки со «Столичной» .