22/09/19

Галицкая армия: почему западные украинцы в 1919 году пошли на союз с Деникиным

Гражданская война в России породила немало причудливых альянсов между силами, противостоявшими большевикам. Одним из самых неожиданных стал союз западных украинцев и русских белогвардейцев. В 1919 году под контроль Деникина перешла Украинская Галицкая армия, в которой служил, к примеру, Андрей Бандера, родной отец будущего лидера украинских националистов, Степана Бандеры.

Судьбоносный договор

17 июля 1919 года остатки вооружённых сил Западно-Украинской Народной Республики, провозглашённой после распада Австро-Венгрии, перейдя реку Збруч, вступили в Поднепровье. Из родных мест галичан вытеснили поляки, поэтому им ничего не оставалось, кроме как присоединиться к войскам Украинской народной республики под командованием Симона Петлюры.

Галицкая армия общей численностью около 50 тысяч человек состояла из трёх корпусов и конной бригады. Правительство ЗУНР разместилось в Каменце-Подольском. События на Украине, между тем, развивались стремительно. Сначала белые выбили Петлюру из Киева, затем их самих стала теснить Красная Армия. Галичане мало участвовали в боях, так как их поразила эпидемия тифа. Постоянные неудачи Петлюры заставили западных украинцев искать союза с Вооружёнными силами юга России. Переговоры, начавшиеся осенью 1919 года, проходили непросто. Например, Деникин потребовал изгнать из УГА многочисленных офицеров-немцев, к которым питал неприязнь, как к противникам в Первой мировой войне. Лишь в ноябре командующий Галицкой армии, генерал Мирон Тарнавский и представитель Белого движения Яков Слащёв подписали Зятковский договор. По этому документу УГА под собственным названием вошла в состав ВСЮР.

Причины союза

Почему западные украинцы поддержали белогвардейцев? Дело в том, что отношение к русским у них было несколько иным, чем у петлюровцев. Территориально ЗУНР не была осколком Российской империи. Поэтому лозунг белых о «единой и неделимой России» галичан не страшил – они рассчитывали на особый статус в будущем государстве. Политический лидер западных украинцев Кость Левицкий даже выступил с программной статьёй в армейской газете «Стрелец», заявив о желаемой конфедерации Украины и России.

У галичан был положительный опыт контакта с русскими военными во время оккупации Львова в 1914-1915 годах. Наконец, консервативно настроенных офицеров ЗУНР Деникин привлекал больше, чем социалист Петлюра. Однако, конечно, полностью преодолеть многовековую отчуждённость Галиции от России в одночасье не удалось. Вот что писал, например, участник событий 1919 года генерал-майор Виктор Чернавин:

«Когда по заключении договора мы познакомились ближе с внутренней жизнью Галицийской армии, то для нас выяснилось, что доверять той части её командного состава, которая состоит из офицеров – галичан и украинцев, мы не можем. В огромном большинстве эта часть офицерского корпуса Галицийской армии состояла из враждебных России элементов. Пошли на соглашение с нами эти офицеры только ввиду отсутствия у галичан иного выхода».

Понимая всю остроту национального вопроса, белые стремились лишний раз не «дразнить» украинцев дискуссиями на эту тему.

Конец Галицкой армии

При отступлении белых с Украины бойцы УГА не последовали за ними. Они остались в южном Подолье, откуда предприняли неудачную попытку прорваться в Румынию. В феврале 1920 года поредевшая до 16 тысяч человек армия сдалась большевикам. В течение двух месяцев она существовала уже как Червоная Украинская Галицкая армия, а затем окончательно рассыпалась. Солдаты и офицеры, решив, что им все-таки будет лучше под Польшей, чем в «стране победившего пролетариата», бежали на запад.

Под конец добавим, что историки и публицисты современного украинского режима крайне негативно относятся к Зятковским соглашениям, обвиняя галичан в предательстве Петлюры. Между тем, опыт Галицкой армии более чем актуален в постмайдановскую эпоху. Это событие показывает, что русские могут найти общий язык даже с «радикальными» западными украинцами, опираясь на общность идеалов и взаимное уважение интересов друг друга.