08/06/21

Гарем турецкого султана: как на самом деле в нём содержали женщин

При слове «гарем» внутренний взор рисует красавиц, нежащихся в ожидании визита султана. А если воображение бурное – то и сексуальные сцены разной степени разнузданности. В реальности всё было проще, жёстче, эффективнее.
Институт гарема турки-османы переняли у арабов, приблизительно в XIV веке, само слово происходит от арабского «харам» - запрет, так как входить посторонним, особенно мужчинам, в покои султанских наложниц было запрещено. Впрочем, жизнедеятельность гарема обеспечивали мужчины, точнее – бывшие мужчины, евнухи. Причём, они были как белые, так и чёрные и между главами шла борьба за влияние, но сейчас не об этом.

По-турецки гарем султанов назывался Харем-и Хумаюн. Он имел чёткую иерархическую структуру. Внизу социальной пирамиды находились джарийе – одалиски, затем шли фаворитки султана (гюзде), потом – его жёны (кадын). Командовала гаремом мать государя, валиде-султан. Дочери, сёстры и наследники (шахзаде), не относясь к структуре гарема, обитали на его территории, представлявшей десятки комнат, помещений и садов. В классические времена Османской империи султанский гарем располагался во дворце Топкапы, Стамбул.
О численности одалисок ходят легенды, но амбарные книги дворца Топкапы позволяют установить точное количество: Сулейман Великолепный в 1552 году располагал 167 женщинами, Селим II — 73, у Мурада III было порядка 150. Как отмечает кандидат искусствоведения Александра Шутко, написавшая несколько исследований о султанском гареме, среди которых книга "Роксолана: мифы и реалии", непосредственно в семью султана входило не более 4% от всех жительниц Харем-и Хумаюн. Это были те женщины, с кем он имел интимную связь.

Не все обитательницы гарема были рабынями, истинный источник пополнения – продажа отцами своих дочерей в возрасте 5-7 лет в школу при гареме, здесь их обучали до 14-15 лет. Отбирала новых наложниц, аджем, для гарема лично валиде-султан. Новенькие занимали низшую ступень иерархии. Родившие правителю наследника переводились в отдельные покои, им полагалась собственная прислуга и определённый доход, называемый «на башмачки». Кроме того, они переходили в разряд жён, но церемония бракосочетания проводилась необязательно. Настоящую революцию произвела Роксолана, известная как Хюррем-султан, добившаяся от Сулеймана Великолепного не только статуса свободного человека, но и женив его на себе. Причём, султан был ей верен, немало скандализировав тем самым подданных; по шариату можно было иметь 4-х жён. Заодно, он заложил традицию, которой придерживались несколько веков.
На статус наследника не влияло, кто была его мать – свободная или рабыня.

Дочери султана выходили замуж за высокопоставленных османов, могли развестись с мужем. Рекорд принадлежит Фатьме, дочери Ахмеда I - 12 раз. Кого-то казнил султан, кто-то погиб в бою или из-за болезней.

Сановники и царедворцы мечтали жениться на одалиске из султанского гарема: это были красивые, воспитанные, состоятельные женщины, да ещё это означало бы особую милость султана. Произойти это могло только, так сказать, с вышедшей на пенсию одалиской. Если султан 9 лет не притрагивался к ней, её отпускали из гарема со статусом свободного человека, обеспечивали хорошим домом и доходами из казны.
Но были и те, кто продолжал работать, сформулируем так, в администрации дворца. Их именовали уста – мастерицы. Занимали посты экономок, церемонийместеров, нянек, кормилиц, так далее, располагая уважением и немалыми доходами.
Каждая наложница в султанском гареме получала плату. Аджемам полагалось меньше всего – 6 серебряных акче в день ($518). Казначей, хазнедар – уста, получала, в зависимости от стажа, 140 – 250 акче ($750).

Фаворитки-матери детей государя, купались в деньгах. Хюррем-султан (Роксолана), родившая пять сынов и одну дочь, каждый день получала 2000 акче ($6000). На современные деньги – это больше $2 млн в год. Валиде-султан распоряжалась суммой вдвое выше, чем жена сулатана.ь и жёны султана активно участвовали в жизни империи, в частности – сопровождая повелителя в военных походах, навещая шахзаде-наместников в провинциях (санджаках), неофициально давая советы государю. Официально это делал визирь, но на его назначение могли влиять мать, фаворитки и жёны султана. Матери шахзаде, несомненно, пытались влиять на решение султана, кого назначить преемником, пишет Искандер Мамедов в книге «Расцвет и крах Османской империи. Женщины у власти». Для продвижения сына матери сколачивали группы поддержки из сановников и, главное, военачальников янычар. В частности, в 1512 г. янычары выступили на стороне младшего шахзаде Селима, предпочтя его менее воинственному старшему брату Ахмеду, несмотря на то что сам Баязид II открыто поддерживал именно его.

Жёны и фаворитки влияли на кадровые решения султана, покровительствовали тем или иным поставщикам султанского двора, вмешивались в вопросы войны или мира. Кроме того, они влияли на интеллектуальную элиту своего времени, в частности, на то, кто будет автором насихат-наме – наставлений юному султану.
Через жён и фавориток можно было привлечь внимание и милость султана. Впрочем, правильный заход был и через валиде-султан. В частности, именно так поступил Кутузов в сентябре 1793 года. Будучи послом России в Османской империи, он одарил валиде-султан Михришах, получил ответные подарки и аудиенцию у султана Селима III. В результате удалось укрепить влияние России в Турции и склонить последнюю к вхождению в альянс против революционной Франции. Влияние валиде-султан возрастает с XVII века из-за того, что на трон всходили малолетние султаны, и им нужна была опека. Ахмед I и Мурад IV стали султанами в возрасте 14 лет, Осман II – 13 лет, Мехмед IV – 7 лет. Валиде-султан в связи с важностью своей функции стремились получить соответствующую государственную подготовку.

Со смертью султана гарем не разгоняли, а переводили в Старый дворец, где они продолжали жить на полном обеспечении казны. Прислуга выполняла любые капризы экс - гарема. В Старом дворце жила и мать умершего правителя.