Согласно традициям, о казаке судили по его лихости, оставляя быт за рамками войны. Однако быт составлял немалую часть казачьей жизни, ведь казаки тоже были вынуждены возделывать землю, строить дома и разводить скот, а значит, среди них был богатые и бедные.
Как жили на Дону
Самые зажиточные казаки жили на Дону, на Волге, на Кубани.
Интересную работу «Слава Богу, я казак!» провели школьники Новочеркасска под руководством Е. Г. Губановой. Там они приводят такие факты: типичным домом зажиточного донского казака был двухэтажный дом. Первый этаж строили из камня, второй из дерева. Дом состоял из коридора, гостиной и нескольких спален. В обстановку входили самодельные кровати и столы, но в зале стояла мебель красного дерева – стулья, горки, комоды, кованые сундуки с дорогими вещами. Предметом гордости казачки было зеркало – чем больше, тем лучше. В красном углу в зале висели иконы.
Участок при доме был около 10 000 кв. метров. На участке кроме жилого дома находились кухни, погреба, амбары, сарай с навесом, свинарник, овчарня для овец, коровник.
У казаков победнее дом был с «низом» из камня, но более тесный, жили бедно, мебель была самодельная. Казачка Анна Ильинична Алексеева (хутор Крымский) рассказывала, что дети в её семье спали на полу, укрывались тем, что носили. Сестре дали приданое: родительскую кровать, стол и постель.
И богатые, и бедные казаки в пост питались скромно – постный борщ, тыквенная каша, фасоль, пирожки, свёкла. На праздник ели свинину, сало, сушёную рыбу, гусей, молочные продукты. На Рождество разговлялись пшеницей с медом, а на Пасху – яйцами, молоком и куличами.
Скромность казацкого быта часто определялась тем, что мужчины несли воинскую повинность, и всё хозяйство ложилось на плечи женщин, стариков и подростков.
Уральские казаки
Так же, как донцы, жили и уральцы. Дома строили из брёвен, с большой русской печью, с холодными сенями. Стены обклеивали обоями, пол и потолок красили. В XVIII веке начали строить голландские печи, в домах появилась богатая посуда мебель, самовары. В обязательном порядке у каждой семьи была баня. На праздники жарили птицу, ставили на стол лапшу, разносолы, пироги, овощи, фрукты.
Жених должен был платить за невесту выкуп – от 50 до 200 рублей. Собирали казаков в поход вскладчину, а богатый казак хоть и мог откупиться, но тоже был обязан служить.
Ставропольские казаки
Усадьбы ставропольских казаков основывались в конце XVIII − начале XIX веков. Как указывает в статье «Подворье рядового казака Ставропольской губернии» этнограф И. В. Тарабрина, первоначально казаки захватывали столько земли, сколько могли огородить, но в результате раздела участков между детьми дворы стали небольшими. В 1861 году участок под дом составлял около 1000 кв. метров, а под огород – около 455 кв. метров.
Дома строили из дерева или саманного кирпича, обносили забором из самана, камня, брёвен. Огород обносили плетнём. Перед домом ставили амбары и ледники, сараи, а на заднем дворе располагали «базы» для скота. Огородом или садами занимались мало. У бедняков в домах был земляной пол, переселенцы вообще могли жить в землянках или балаганах.
Отправка казака «в службу» бывала разорительной для семьи: следовало купить боевого коня, мундир, оружие, снаряжение. На выручку бедноте приходило «общество» и «гасило» долги.
Терские и гребенские казаки
Терские казаки жили небогато. Основу качества составляла голытьба, ушкуйники и лихие люди. Заниматься земледелием здесь было не принято, зазорно. Тех, кто это делал, били (об этом пишет историк Александр Алексеевич Кудрявцев в статье «Специфика формирования терских и гребенских казаков»). Источниками существования были набеги, охота, рыболовство и пиратство на Каспии.
В отличие от терских гребенские казаки разводили скот и лошадей, обрабатывали землю, разбивали сады и славились виноградниками, выращивали кукурузу и просо, занимались шелководством. Казачки боялись личинок шелкопряда, и казаки брали в жёны местных кабардинских и кумыкских женщин. Именно благодаря гребенцам на Тереке стали производить вино, коньяк, виноградную водку – кизлярку, которой получали в год по два миллиона вёдер и продавали в Кизляре, благодаря чему добились значительного благосостояния.
Забайкалье
Забайкальское казачество сформировалось из вольных казаков-первопроходцев, промышленников, посадских людей и беглых крестьян и было разнородно по достатку. В конце XIX века этнограф Карп Дмитриевич Логиновский описывал быт забайкальцев мрачно. Большую часть избы занимала печь, на ней спали, под ней держали птицу, у двери в загородке – поросят и ягнят. Из-за этого «дух» в избе стоял невыносимый.
Ели самую простую пищу – кашу с салом, с молоком, студень, потроха, брюкву, капусту, рыбу, пряники с черёмухой, пили зелёный чай. Бедные семьи заваривали «шару» – старую заварку по два раза. Сливочное масло или жареное мясо считалось признаком зажиточности.
Казаки в Средней Азии
Здесь казаки жили бедно, на осадном положении, в крепостях. Найти жену в Туркестанской губернии было проблемой. Одно время они навострились по обычаям местных племён воровать женщин у киргизов и казахов. В 1808 году правительство было вынуждено разрешить им выкупать жён, чтобы предупредить похищения.
Заниматься земледелием в безводных степях было сложно, некоторые земли в результате орошения засоливались. Вся надежда была на невысокое жалованье. Годовой зарплаты армейского офицера хватало на колым за невесту, казаки получали и того меньше.
На Дальнем Востоке
На Дальний Восток казаков переселяли по указу, поэтому добровольцев не было – тянули жребий. Поскольку богатые от жребия откупались, на Дальний Восток попали в основном бедняки. На Амуре и на Уссури казакам пришлось столкнуться с наводнениями, гнусом, ручной раскорчёвкой леса под пашню, болезнями, голодом и отсутствием женщин.
Каждый казак с 21 года должен был нести службу, что тоже сказывалось на достатке. Путешественник Николай Михайлович Пржевальский во второй половине XIX века писал о нищете и разложении среди уссурийских казаков. Офицеры вмешивались в быт подчинённых, заставляли их жён и дочерей сожительствовать с ними. Жизнь на Уссури наладилась только к 1917 году.