Где в СССР во время Великой Отечественной не вводили военное положение

Начало Великой Отечественной войны уже предвещало ее масштабность и глобальность. Вермахт и иные вооруженные силы стран «оси» навалились на Советский Союз многими миллионами своих солдат и многими десятками тысяч единиц своей боевой техники. Потребовалась срочная мобилизация, а еще – введение военного положения. Последнее, впрочем, оказалось необходимым далеко не везде.

Что такое военное положение, и зачем его обычно вводят?

22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР в, казалось бы, спешном порядке издал Указ «О военном положении». В первом же пункте данного документа имелась отсылка к положениям Конституции СССР 1936 года. В фундаментальном советском законе содержалось положение о том, что такой режим вводится по всей стране либо в отдельных ее регионах в случае угрозы общественному порядку и общественной безопасности.

Управление на местах было передано военному руководству. Все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности – переходили к военным советам фронтов, армий, военных округов либо, а где не было военных советов – к высшему командованию воинских соединений.

Полномочия действительно выходили широчайшими. Это и привлечение граждан к разнообразным работам, и охрана путей сообщения, и регулирование трудового времени граждан и учреждений, и многое другое. Понятное дело, нельзя обойти вниманием и вопросы судопроизводства, и привлечения к ответственности. Причем с виновными не церемонились.

«За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени», – гласит шестой пункт Указа.

Впрочем, военное положение было суровым не только в СССР, но и во всем мире. Столь неблагоприятная ситуация проистекает всегда из угроз, критически опасных для того или иного государства, а то и вовсе ставящих под вопрос его дальнейшее существование. Казалось бы, Великая Отечественная война и была той самой угрозой, о которой прямо упомянули на нормативном уровне. Но есть один важный нюанс.

В правительственном указе периода начала войны черным по белому прописано, что военное положение касается именно местностей, испытавших на себе вражеское вторжение. Между тем, фрицы так и не сумели развернуться на всем советском пространстве. Из этого следует, что вводить особый и чрезвычайный режим сплошняком по всей стране было бы юридически некорректно.

Регионы в СССР, которым удалось избежать «жаровни»

Более того, военное положение вводилось на меньшинстве советских территорий, а именно в 26 образованиях из 138 возможных. Тем самым руководство мотивировало себя и народ решить проблему во что бы то ни стало на дальних подступах.

Чрезвычайный правовой режим был утвержден в Архангельской области, Белорусской ССР, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Карело-Финской ССР, Калининской области, Краснодарском крае, Крымской АССР, Курской области, Литовской ССР, Латвийской ССР, Ленинграде и Ленинградской области, Молдавской ССР, Мурманской области, Москве и Московской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области, Украинской ССР, Эстонской ССР и Ярославской области.

Все это, если посмотреть по карте, – земли строго до Уральского хребта. План «Ост» не предусматривал дальнейшее продвижение гитлеровцев на восток, вглубь СССР. Любопытно, что Геббельс в своих дневниковых записях даже оставлял Сталину шанс на спасение – в случае, если последний ретируется на Азиатскую территорию Советского Союза.

Сталинское руководство проявило дальновидность, тогда как гитлеровское – ошиблось практически во всем. Не получилось захватить Москву за 20 дней, как планировалось первоначально, зато прочерченную по карте до Уральского хребта линию не удалось переломить. Она встала за добрые 2000 километров до рубежа территорий, запланированных к захвату по плану Третьего Рейха.

22 июня 1941 года последовал и другой стратегически важный Указ Президиума Верховного Совета СССР – «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северокавказскому и Закавказскому военным округам».

Мобилизации на этих территориях подлежали военнообязанные, родившиеся в период с 1905 по 1918 годы включительно. Первым днем мобилизации стало 23 июня 1941 года.

Документ, с учетом даты, должны были принять в суматохе и неразберихе. Однако великолепная организация и властная вертикаль тех лет спасли ситуацию. Сохранились точные сведения о том, что Сталин перед принятием нормативного акта посовещался с лучшими военными экспертами, со специалистами из Генштаба. К сожалению, поименно всех мыслителей, разработавших данное судьбоносное для нашей страны решение, мы до сих пор не знаем. Хотя попытки прояснить данный вопрос предпринимаются до сих пор.

Авторы указов 1941 года с математической точностью выверили дальнейшее развитие событий. А главное – предусмотрели необходимые меры, приведшие впоследствии к советскому триумфу в самом масштабном вооруженном противостоянии, которое когда-либо знало человечество.