20/02/20

Гельмут Греттруп: как разработчик «Фау-2» стал советским ученым

В нацистской Германии Гельмут Греттруп был правой рукой Вернера фон Брауна, создателя «Фау-2». Однако последний после войны отправился в США, а первый – в СССР. Немаловажную роль в принятии Греттрупом такого решения сыграл соратник Сергея Королева, Борис Черток.

Побег из американской зоны

Гельмут Греттруп родился в 1916 году в Кельне. Окончив школу, Греттруп поступил в Берлинский технический университет. Через несколько месяцев после получения диплома о высшем образовании он стал одним из ведущих специалистов ракетного исследовательского центра Пенемюнде. Как пишет в своей книге «Космическая битва империй. От Пенемюнде до Плесецка», Святослав Славин, Гельмут Греттруп являлся заместителем Вернера фон Брауна по радиоуправлению ракетами и электрическими системами «Фау-2». Фон Браун же был известным немецким конструктором, которого после Второй Мировой войны пытался заполучить даже Советский Союз. Однако в конечном итоге Браун обосновался в Соединенных Штатах.

А вот Гельмут Греттруп предпочел именно СССР. Греттрупп в числе нескольких сотен других ракетчиков оказался в американской зоне оккупации, но уже вскоре перешел на советскую территорию. Если верить Станиславу Зигуненко, автору издания «100 великих тайн космонавтики», этому событию способствовали уговоры советского конструктора Бориса Чертока, который не единожды встречался с Греттрупом. Черток посулил немецкому ученому зарплату в 5 тысяч марок и виллу. И Греттруп согласился работать на СССР. Вместе с женой и двумя детьми его тайно вывезли с оккупационной территории Соединенных Штатов и переправили через границу. Впоследствии гитлеровский ракетчик сумел переманить на советскую сторону многих своих коллег, прежде трудившихся в команде фон Брауна.

Работа в СССР

Как пишет Татьяна Васина в своей книге «ВПК СССР», некоторое время Гельмут Греттруп работал в германском городе Блайхероде. Именно там упомянутый выше Борис Черток организовал научно-исследовательский институт «РАБЕ». После того, как выяснилось, что Греттруп весьма ценный специалист, специально для него в НИИ было создано отдельное бюро. Сотрудники этого бюро во главе с самим Греттрупом подготовили подробный отчет о деятельности центра Пенемюнде и ракете «Фау-2». В феврале 1946 года институт «РАБЕ» стал частью другого советского института Нордхаузен, а уже осенью большинство ученых, в том числе Гельмут Греттруп и его бюро, были перевезены в Советский Союз.

По словам Валентина Симоненкова, автор издания «Шарашки. Инновационный проект Сталина», для обеспечения секретности немецких ученых разместили на острове Городомля, располагавшегося посреди озера Селигер. Руководителем так называемого филиала No 1, который относился к НИИ-88, стал Гельмут Греттруп. Уже летом 1947 года на научно-техническом совете Греттруп представил проект ракеты Г-1.Впоследствии он вместе со своими коллегами разработал еще несколько ракет, имевших индекс «Г». Последним детищем Гельмута Греттрупа стал проект Г-5, но он, впрочем, как и некоторые другие, так и не был реализован. Все дело в том, что к тому моменту в верхах уже назревало решение об отказе от немецких кадров.

Возвращение на родину

В конце 1950 года филиал No 1 прекратил свою деятельность, а «выходцев» из Пенемюнде решено было отправить назад. В декабре следующего года в Германию уехала первая группа немецких ученых. Однако, как пишет Игорь Прокопенко в своей книге «Гости из космоса. Факты. Доказательства. Расследования», Гельмуту Греттрупу пришлось задержаться в Советском Союзе дольше остальных: он покинул остров Городомля только в 1953 году. Примечательно, что именно тогда СССР объявил о запуске первого искусственного спутника Земли, и в этом он опередил американцев, которым достался бывший начальник Греттрупа, Вернер фон Браун. Впрочем, позже благодаря фон Брауну Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны.

Гельмуту Греттрупу Штаты тоже предлагали сотрудничество, но он больше не хотел заниматься ракетами. Всю последующую жизнь он посвятил информатике. Эта работа уже не имела прямого отношения к СССР. Хотя изначально Греттрупа и его семью направили на постоянное место жительства в ГДР, через некоторое время он, как и многие, предпочел перебраться в ФРГ. Там супруги уже перестали скрывать подробности своего пребывания в Советском Союзе. По утверждению Ярослава Голованова, жена Греттрупа даже написала мемуары под названием «В тени красной ракеты». Немецкие специалисты и в самом деле находились на чужбине в тени. Однако подчас они сами преуменьшали свою роль в развитии советской науки.