Командующий 5-й ударной армией Николай Берзарин успел побыть в должности первого коменданта Берлина всего несколько недель. Однако за столь короткий срок он сумел завоевать уважение берлинцев. При нем детям начали выдавать бесплатное молоко, заработали театры и школы. Кто знает, о каких бы еще заслугах Берзарина вспоминали сегодня немцы, если бы не его нелепая гибель.
Первый в Берлине
Николай Эрастович Берзарин командовал 5-й ударной армией с мая 1944 года. Именно бойцы Берзарина, как пишут в своей книге «Ветер с востока» Александр Михайловский и Александр Харников, в апреле 1945 года взяли штурмом правительственный квартал Берлина и водрузили над Рейхстагом Знамя Победы. Спустя трое суток после этого знаменательного события маршал Жуков, «учитывая успешное продвижение 5-й армии, а также особо выдающие личные качества ее командарма», назначил Берзарина на должность первого советского коменданта столицы Германии.
Если верить автору книги «Все мифы о Второй Мировой. «Неизвестная война», историку Борису Соколову, свой первый приказ Николай Берзарин издал в тот же день, 28 апреля 1945 года. В первую очередь населению предписывалось сохранять порядок и спокойствие. Впрочем, своими дальнейшими действиями Берзарин убедил берлинцев в том, что новая администрация не желала им зла. Николай Эрастович распорядился выдавать больным детям и новорожденным бесплатное молоко. За те 54 дня, что он руководил городом, снова открылись театры и школы, заработало радио. Поэтому неудивительно, что проститься с Берзариным пришли несколько тысяч благодарных ему горожан.
Роковое столкновение
41-летний Николай Берзарин погиб 16 июня 1945 года в автокатастрофе на Шлоссштрассе. Как указано в книге Анатолия Терещенко «Солдат Красной империи. Гуру из Смерша», в 8 часов утра Берзарин выехал на немецком мотоцикле «Zündapp KS 750» с коляской, в которой сидел ординарец по фамилии Поляков, в расположение штаба армии. В это время по улице двигалась колонна грузовых автомобилей. В какой-то момент Берзарин, по-видимому, потерял управление и врезался в одну из проезжавших машин. Комендант Берлина и его пассажир погибли практически мгновенно.
Такова была официальная версия случившегося. По крайней мере, именно так изложили обстоятельства гибели Берзарина в своем обращении к Сталину маршал Жуков и генерал-лейтенант Телегин. В тексте письма Жуков и Телегин использовали слово «видимо», которое намекает на не до конца выясненные или, возможно, не подлежащие огласке настоящие причины аварии. Это «видимо» и породило множество слухов и легенд вокруг смерти коменданта Николая Берзарина.
Несчастный случай или убийство?
Многим исследователям показалось подозрительной и фраза о том, что Николай Берзарин не справился с управлением. Дело в том, что военачальник был заядлым мотоциклистом. Об этом упоминает на страницах своей книги «Берлин: веселая столица, или От рейхстага до кебаба» и Сергей Сумленный. Кроме того, Петер Ян, директор Немецко-русского музея в Берлине, который буквально посвятил всю свою жизнь расследованию гибели Берзарина, утверждает, что комендант был пьян, впрочем, как и водитель грузового автомобиля, да и никакой колонны грузовиков не существовало. Мотоцикл Николая Эрастовича, по свидетельствам очевидцев, просто врезался в каменный бордюр. Может быть, подобные нелицеприятные подробности просто «вырезали» из биографии Берзарина?
Впрочем, если верить Николаю Сушко, автору книги «Клан Чеховых: кумиры Кремля и Рейха», есть версия, что Берзарина убрали боевики «Вервольфа», то есть немецкие ополченцы, продолжавшие бороться со своими противниками даже в самом конце войны. Владимир Кучин, ссылаясь на издание «Вервольф. Осколки коричневой империи» Ф. Рут, сообщает на страницах своей книги «Всемирная волновая история от 1890 г. по 1913 г.» о том, что версия об автокатастрофе была озвучена советскими властями для того, чтобы не вызывать паники в рядах красноармейцев.