02/08/22

«Генерал Немо»: что не так с официальной биографией маршала Блюхера

В биографии одного из первых маршалов Советского Союза Василия Блюхера множество тайн и загадок. Немецкие исследователи даже всерьез утверждали, что Блюхер на самом деле не русский, а немец фон Гален (известный российский архивист Виктор Баталин эту гипотезу документально опровергает).

«Генерал Немо»

Во многом биография Блюхера была мифологизирована именно с подачи западных писателей и исследователей тайн и загадок. Маршал входил в пятерку первых военачальников СССР, получивших это звание за всю историю его существования. Вдобавок Сталин в свое время очень ценил Василия Блюхера, но после «саботажа» командующего фронтом в боестолкновениях с японцами на озере Хасан сделал все, чтобы маршал был уничтожен. Эти поразительные метаморфозы отношений до сих пор не дают покоя исследователям биографии Блюхера.

Эмигрантский писатель Роман Гуль задавался вопросом: «кто вы такой на самом деле, маршал Блюхер?» Гуль называл Блюхера «полководцем под псевдонимом» и «генералом Немо» – версия о том, что популярнейший советский военачальник взял в качестве псевдонима фамилию прусского генерала, была озвучена еще в 1933 году в книге Гуля «Красные маршалы» – то есть, еще при жизни Блюхера, забитого насмерть на допросах в НКВД в 1938 году.

Историк отказывает в достоверности официальной биографии Василия Блюхера, поскольку находит в ней множество нестыковок и противоречий. Во-первых, Гуля настораживает тот факт, что в революционных выступлениях 1905 года Блюхер участия не принимал. Биографы утверждают, что в 1910 году его, рабочего Мытищинского вагоностроительного завода, посадили в тюрьму за организацию стачки на предприятии (в частности, об этом в книге «Маршал Блюхер» упомянул знаменитый певец русской природы Константин Паустовский). Однако военный историк Николай Великанов в книге «Блюхер» пишет, что пресса того времени ни о каких стачках на Мытищинском заводе не писала, хотя подобные события тогда не могли оставаться без внимания центральных печатных изданий.

Как он воевал комиссованный?

Великанов также недоумевает: непонятно, как признанный негодным к воинской службе после полученного на Первой мировой войне тяжелого ранения Василий Блюхер потом героически сражался на войне Гражданской – как такое вообще возможно?

Французский эссеист и очеркист Анри Роллен пополнил перечень клише, прилипших к образу Блюхера, еще одним – «маршал с железной маской». Роллен в своем очерке перечислял многочисленные воинские заслуги маршала в Гражданскую войну и задавался вопросом, как этот легендарный советский военачальник с крайне запутанной биографией справится с японской агрессией на озере Хасан, будучи командующим Дальневосточного Краснознаменного фронта (очевидно, материал готовился к печати летом 1938 года, до окончания боевых действий в этом районе)?

За что его низвергли в 1938 году?

События у озера Хасан, произошедшие летом 1938 года, стали роковыми для Василия Блюхера, что также породило множество версий и гипотез: до этого периода он почитался как один из лучших военачальников РККА, назначался на различные ответственные посты и имел массу наград – по 2 ордена Ленина и Красного Знамени СССР, 3 ордена Красного Знамени РСФСР, орден Красной Звезды и другие. Сталин в 1937 году назвал Блюхера «отличным командующим» (в начале 1938 года, когда арестовали всех приближенных маршала, Сталин в очередной раз уверил Блюхера в своем полном расположении к нему).

По официальной версии, Василий Блюхер провалил операцию на озере Хасан (об этом в частности, заявлял маршал Иван Конев). Согласно секретному приказу Клима Ворошилова, направленному Сталину, руководитель Дальневосточного фронта проявил «двуличие, недисциплинированность и саботировал вооруженный отпор японцам». Якобы Блюхер самовольно послал комиссию для установления правильности действий наших пограничников у озера Хасан, и эта комиссия подтвердила: советские бойцы первыми перешли госграницу, чем спровоцировали советско-японский конфликт. А также он препятствовал активизации военных действий против японцев.

При этом другими официальными документами, свидетельствами участников боев, подтверждалось, что «Дальневосточный театр [был] не готов к боевым действиям [в районе озера Хасан]» – то есть, расположенные там части Красной Армии отличал крайне низкий уровень боевой готовности. В чем незамедлительно обвинили командующего Дальневосточным фронтом.

В сентябре 1938 года Василий Блюхер был снят с поста, через полтора месяца арестован, а менее чем через 3 недели после ареста он, жестоко избиваемый во время допросов, умер от травм в Бутырке. «По традиции» Блюхеру «шили» участие в контрреволюционном заговоре, против него в числе прочих показания дали родной брат и первая жена.