Евгений Питовранов (1915–1999) — одна из самых загадочных и влиятельных фигур в истории советских спецслужб. Карьера генерала, сумевшего уцелеть в самых опасных политических чистках и создавшего самый секретный отдел КГБ, напоминает сюжет шпионского романа. А вокруг его личности сложилось множество легенд, в которых порой отделить правду от вымысла практически нереально.
Стремительный взлет и первое падение
Питовранов пришел в НКВД в 1938 году и быстро сделал головокружительную карьеру. Уже к 1941 году, в 25 лет, он возглавил управление НКВД в стратегически важной Горьковской области. К 1946 году он уже стал заместителем министра госбезопасности Виктора Абакумова. Однако в 1951 году, на пике «борьбы с космополитизмом», сам министр был арестован по обвинению в «сионистском заговоре». Волна репрессий накрыла и Питовранова — в октябре 1951 года он был арестован.
Как Питовранов спас себя из-под ареста
Находясь в тюрьме, Питовранов предпринял блестящий тактический ход. Он написал на имя Сталина «меморандум», в котором детально изложил методы борьбы с «сионистским заговором». Он предлагал создать разветвленную агентурную сеть для систематического выявления «вредителей» среди евреев. Этот план, по сути, был проектом тотальной слежки, основанной на доносах.
Расчет оказался верным. Сталин, помнивший свою недавнюю встречу с молодым генералом, высоко оценил инициативу. В ноябре 1952 года Питовранов был освобожден, а в январе 1953-го назначен на высокий пост во внешней разведке (1-е Главное управление МГБ). Так опальный генерал сумел не только выжить, но и восстановить карьеру, написав донос «на опережение».
Архитектор тайной сети
Стоит отдать должное: Питовранов был мастером агентурной работы. В 1950-х годах, будучи куратором спецслужб ГДР, он добился громкого успеха, переманив на сторону Восточной Германии первого главы разведки ФРГ Отто Йона.
В 1957 году он возглавил 4-е управление КГБ, в сферу ответственности которого входила борьба с инакомыслием. Здесь он провел ключевую для ведомства реформу. Освободив осведомителей-«стукачей» от формальных обязательств, Питовранов превратил их в «добровольных помощников». Это позволило создать более гибкую и скрытую систему слежки, где банальное доносительство маскировалось под личную инициативу. По некоторым данным, в эту агентурную сеть входили даже известные представители интеллигенции, например, поэт Евгений Евтушенко.
Секретный отдел «П»
Дальше — больше. В 1969 году председатель КГБ Юрий Андропов, ценивший опыт Питовранова, поручил ему создать сверхсекретный отдел «П». Главной задачей была вербовка не дипломатов или разведчиков, а западных бизнесменов, близких к правительственным кругам своих стран. По сути, Питовранов создал «агентурную паутину» среди мировой экономической элите.
По его собственным словам, отдел работал исключительно успешно в течение 15 лет. Питовранову даже удалось выяснить, что будущий министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе якобы работал на США, однако Политбюро во главе с Брежневым проигнорировало эту информацию.
Конец отдела «П» пришел в 1984 году. Причиной стало предательство первого заместителя Питовранова — Николая Кутергина, протеже будущего главы КГБ Владимира Александровича Крючкова. Бегство Кутергина на Запад привело к провалу всей агентурной сети, которую он курировал. В результате секретный отдел был расформирован.
К слову, эта история до сих пор вызывает множество вопросов. Почему главный удар пришелся по Питовранову, а не по его покровителю Крючкову, который непосредственно курировал работу Кутергина? Напротив, Владимир Александрович пошел на повышение, возглавив в 1988 году КГБ. Существует версия, что провал мог быть частью подковерных интриг внутри самих спецслужб. Возможно, сам Крючков подставил подчиненного, видя в нем конкурента на пути к высокому посту. Впрочем, едва ли правда всплывет в обозримом будущем.

