21/05/21

Генерал Зейдлиц: за что Сталин посадил немецкого Власова

Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах был представителем старой немецкой военной аристократии. Его отец был генералом армии кайзера, один из его предков прославился как полководец короля Фридриха Великого. Сам Вальтер фон Зейдлиц службу начал с самых низов, в 1908 году он поступил в армию в звании фаненюнкера. Храбро сражался в годы Первой мировой войны. К 22 июня 1941 года стал генералом артиллерии, кавалером двух Железных крестов. За спиной у него было участие в оккупации Нидерландов и Франции. Войну в СССР фон Зейдлиц начал тоже очень лихо: отличился в боях под Невелем и Холмом, был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Все шло просто прекрасно. До самого назначения летом 1942 года командиром 51-го корпуса, входившего в состав 6-й армии Паулюса. В Сталинграде карьера фон Зейдлица резко оборвалась.

Чашечка кофе – и в плен

Под Сталинградом фон Зейдлиц показал себя тоже настоящим бравым воином. Именно его части сумели взять Мамаев курган, а через неделю после жесточайших боев выйти к Волге. Впрочем, этими эпизодами достижения немецкой армии в Сталинграде, как известно, и ограничились. Очень скоро группировка Паулюса попала в клещи. Зейдлиц настаивал на прорыве – в ноябре он был еще возможен. Паулюс, слепо подчиняясь приказам Гитлера, запретил прорываться из Сталинграда и настаивал на продолжении боев за город.

К январю 1943 стало очевидно, что немцы терпят настоящую катастрофу. Зейдлиц требует приказа о капитуляции, чтобы избежать бессмысленной гибели измученных, голодных и замерзающих солдат. Паулюс капитулировать отказывается, и агония оказавшихся в «котле» немецких дивизий продолжается еще несколько дней.

Паулюс, как известно, был взят в плен 31 января 1943 года. Тогда же был пленен и фон Зейдлиц.

Рассказывают, что взял орденоносного генерала молоденький сержант, который вместе с солдатами обходил покинутые немецкие позиции в поисках трофеев – мотков кабеля, боеприпасов и прочего. В одном из блиндажей красноармейцы наткнулись на целую толпу офицеров. Их поношенное и затертое обмундирование было отглажено и приведено в порядок, насколько это было возможно в тех условиях. Награды, пуговицы, пряжки – все было начищено и блестело. Пахло одеколоном.

Офицеры расступились, и бойцы Красной Армии увидели сидящего за столом генерала –такого же начищенного и отглаженного, как и все остальные. Он пил кофе. Увидев красноармейцев, он сделал последний глоток, аккуратно поставил чашку и поднялся навстречу своим победителям. Это и был Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах.

Как Зейдлиц чуть не стал «немецким Власовым»

Оказавшись в плену, Вальтер фон Зейдлиц довольно быстро согласился сотрудничать с командованием Красной армии и заняться антигитлеровской пропагандой. Сам он объяснял свое решение тем, что приносил присягу не Гитлеру, а Германии. Гитлер, после того, как он обрек на гибель солдат Рейха под Сталинградом, сам стал предателем, и поэтому его, фон Зейдлица, не связывают с ним более никакие моральные обязательства.

Эту точку зрения разделяли далеко не все. Прочие плененные немецкие генералы во главе с Паулюсом, подчеркнуто называли себя национал-социалистами, приветствовали друг друга возгласами «Хайль Гитлер!» и всячески демонстрировали даже в плену приверженность идеалам фюрера. Когда фон Зейдлиц согласился на сотрудничество, бывшие товарищи отвернулись от него, и даже обратились к командованию с просьбой перевести их в другое место, поскольку находиться в одном лагере с Зейдлицом они более не могли.

Но Зейдлиц, отличавшийся большой независимостью суждений, продолжил свою антигитлеровскую деятельность. Он стал активным участником национального комитета «Свободная Германия» — в него входили немецкие коммунисты, и Зейдлиц поддержал их, хоть коммунистом никогда не был. В конце 1943 года Зейдлиц возглавил «Союз немецких офицеров». Он выступал по радио и в газетах, выезжал на линию фронта и по громкоговорителю обращался к немецким бойцам, призывая сдаваться и прекратить неправую войну, развязанную Гитлером. Эти выступления прославленного генерала, объявленного незадолго перед тем геройски погибшим в Сталинграде, производили сильное смятение в умах немецких солдат и офицеров. Впрочем, преувеличивать их роль тоже не стоит. Солдаты действительно перебегали на советскую сторону, но среди офицеров желающих последовать примеру фон Зейдлица почти не было.

Зейдлиц вынашивал идею «Армии освобождения Германии», созданной из перебежчиков. Он полагал, что под его знамена встанут не менее 40 тысяч человек. Их он предлагал вооружить и сбросить на парашютах на немецкие города. Там бойцы Зейдлица должны были поднять восстания против Гитлера. Самого фюрера Зейдлиц обещал повесить на балконе рейхканцелярии.

Этот проект, что очень понятно, не показался Сталину реалистичным. Поэтому фон Зейдлиц «немецким Власовым» так и не стал, и армию в свое распоряжение не получил. Но свою роль в пропагандистской работе он сыграл и немалую.

Вместо благодарности – на нары

После окончания войны фон Зейдлиц надеялся, что его направят в Германию для участия в восстановлении страны и даже полагал, что он возглавит какое-нибудь министерство или ведомство. Страстный лошадник, он предпочел бы работать в области коневодства.

Однако, его продолжали удерживать в СССР. Причина была в строптивом нраве генерала. Он требовал рассматривать себя, как союзника, а не как военнопленного, претендовал на партнерство с правительством СССР. При этом фон Зейдлиц не особенно скрывал своих симпатий к союзникам – Великобритании и США. Зейдлиц подал заявление о репатриации его в зону советской оккупации и заверял, что готов трудиться на благо ГДР.

Просьба не была удовлетворена. Командованию было известно, что семья Зейдлица находится в западной части Германии, и никто не смог бы поручиться, что это не сыграет своей роли в настроениях генерала.

В мае 1950 года Вальтер фон Зейдлиц был арестован. Военный трибунал судил его, как нацистского преступника и приговорил к смертной казни, которая, впрочем, уже через несколько часов была заменена на 25 лет заключения.

Весь свой срок фон Зейдлиц не отсидел. В 1955 году Москву посетил канцлер ФРГ Аденауэр, который сумел договориться с Хрущевым о репатриации всех пленных немцев, находившихся в тот момент в СССР.

Вальтер фон Зейдлиц вернулся в ФРГ, где его ждала любящая семья. Однако, все бывшие друзья отвернулись от него. Фон Зейдлица считали предателем. С этим клеймом он и умер в Бремене, в 1975 году.