05/10/23

Генеральский заговор: что стало с российскими военачальниками, заставившими Николая II подписать отречение от престола

«Кругом измена, и трусость, и обман», — записал Николай II в свой дневник 2 марта 1917 года сразу после подписания манифеста об отречении.

События 27 февраля – 2 марта 1917 года

Ещё в августе 1915 года царь возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего русской армией. Поскольку эта должность была связана с почти постоянным пребыванием в ставке, располагавшейся в Могилёве, Николай II с запозданием получал известия о событиях в Петрограде. Поэтому меры, предпринятые им в дни роковых февральских событий, оказались неадекватными нависшей угрозе.

Инициатива действий постоянно находилась в руках антиправительственных сил. 27 февраля они уже контролировали столицу, а император только 28 февраля отправил на подавление беспорядков престарелого генерала Николая Иванова с батальоном георгиевских кавалеров. Иванов должен был в Царском Селе поджидать прибытия специально выделенных в его распоряжение войск с фронта. Сам император выехал в Царское Село кружным путём. Прямой путь был оставлен для воинских эшелонов.

Но эти войска так и не прибыли. Начальник штаба Верховного генерал Михаил Алексеев вскоре после отбытия царя из Могилёва отменил его приказ. Сам царь доехал до станции Малая Вишера, где ему сообщили (это оказалось неправдой), что все станции ближе к Петрограду находятся во власти революционеров, которые непременно его арестуют.

Тогда Николай II направился через станцию Дно в Псков, к командующему Северным фронтом генералу Николаю Рузскому, чтобы обдумать, как действовать дальше. Он ещё не знал, что Рузский давно вместе с оппозицией вынашивал планы дворцового переворота – свержения Николая II и замены его сыном при регентстве царского брата Михаила. Вечером 1 марта император прибыл в штаб Северного фронта, где фактически сразу оказался под домашним арестом. Далее, Рузский, снабжая царя только тщательно отфильтрованной информацией, убедил его вечером 2 марта отречься от престола.

Решающую роль в отречении Николая II сыграли телеграммы генерала Алексеева и командующих фронтами. Все они убеждали императора, что только его отречение от короны избавит Россию от гражданской войны. Скорее всего, Николай II не верил их аргументации. Однако другого выхода у него не было. Сам Лев Троцкий, описывая эти события в своей «Истории русской революции», образно выразился, что император отрёкся под дулами приставленных к его виску генерал-адъютантских револьверов.

Кто же составил этот генеральский заговор, и как в дальнейшем, уже на фоне настоящей гражданской войны, вспыхнувшей от последствий отречения Николая II, сложилась судьба его участников?

Генерал от инфантерии Михаил Алексеев

Временное правительство наградило Алекссева за предательство царя должностью Верховного Главнокомандующего. Но уже в мае 1917 года Алексеев подал в отставку, будучи не согласен с развалом армии под видом её «демократизации». Однако продолжал служить Временному правительству на других постах.

После Октябрьского переворота он бежал на Дон, где вместе с генералами Лавром Корниловым и Антоном Деникиным приступил к созданию Добровольческой армии. Алексеев стал «верховным руководителем» этой крупнейшей Белой армии, но недолго пробыл им: 8 октября 1918 года он скончался от болезни.

Генерал от инфантерии Николай Рузский

Рузский, как и другие генералы, поддержавшие Февральскую революцию, скоро понял, что не сможет ужиться с развалом армии, который внесла в её ряды революция. Уже 25 марта 1917 года он вышел в отставку и уехал на Кавказские Минеральные Воды, надеясь мирно провести там остаток своих дней. Но революция застала его и там.

В конце 1917 года большевики провозгласили на Северном Кавказе советскую республику. Её руководство пыталось заставить генералов и офицеров царской армии служить в Красной Армии. Рузский, как и многие, отказался. 1 ноября 1918 года он был убит в Кисловодске в группе из пятнадцати таких же, как он, «заложников от буржуазии». Председатель Пятигорской ЧК Атарбеков лично срубил Рузскому голову шашкой.

Великий князь Николай Николаевич-младший

Дядя царя был командующим Кавказского фронта. Царская чета давно подозревала его в желании захватить власть. В первый год Мировой войны, когда Николай Николаевич был Верховным Главнокомандующим, он приобрёл большую популярность в армии, особенно среди высшего офицерства. По стране подпольно распространялись его фотографии с надписью «Николай III». Он уверенно убеждал своего племянника отречься от трона, надеясь когда-нибудь занять его место. На посту Верховного Главнокомандующего он его действительно сменил, правда, всего лишь на неделю, после чего Временное правительство решило отстранить всех Романовых от любых должностей.

Во время гражданской войны кандидатура Николая Николаевича всплывала на роль верховного руководителя всем Белым движением. Однако этому воспротивились возглавлявшие его генералы. В эмиграции Николай Николаевич объединил вокруг себя часть бывших белогвардейцев и безбедно прожил до 1929 года.

Генерал от инфантерии Алексей Эверт

Бывший командующий Западным фронтом тоже вскоре после революции вышел в отставку и пытался прожить в Москве как частное лицо. Не удалось. В ноябре 1918 года его убили «в порядке красного террора».

Генерал от кавалерии Алексей Брусилов

Самый талантливый русский полководец Первой мировой войны, командующий Юго-Западным фронтом, после революции также жил в Москве. Большевики боялись его тронуть из-за его популярности, не прекращая при этом попыток привлечь его в Красную Армию. Наконец, в 1920 году, во время польской агрессии, Брусилов уступил этим настояниям из тех соображений, что большевики теперь спасали единство и независимость России.

Белогвардейцы считали его предателем, особенно после того, как Брусилов подписал воззвание, призывавшее офицеров и солдат Белой армии генерала Петра Врангеля прекратить сопротивление и сдаваться. В 1923-1924 годах Брусилов находился на ответственной должности инспектора кавалерии РККА. Скончался в 1926 году в Москве.

Генерал от кавалерии Владимир Сахаров

Выйдя в отставку, проживал в Крыму. По возрасту, он уже не принял участия в Белом движении. В августе 1920 года Сахаров был пленён красными партизанами и расстрелян.

Вице-адмирал Адриан Непенин

Командующий Балтийским флотом был всего через два дня после отречения царя, 4 марта 1917 года, растерзан толпой кронштадтских матросов.

Вице-адмирал Александр Колчак

Бывший командующий Черноморским флотом, наверное, самый знаменитый из участников событий 2 марта 1917 года. Впрочем, его вина в свержении государя была наименьшей: Колчак просто уклонился от ответа на телеграмму Алексеева о необходимости отречения. Но и не выразил никакого несогласия с происходящим. В гражданской войне Колчак стал официально признанным руководителем всего Белого движения. Он потерпел полное поражение, был пленён и расстрелян большевиками 7 февраля 1920 года.