14/07/20
Фото: Buonasera/ CCA-SA 3.0

Геннадий Осипович: что стало с летчиком, который сбил корейский Боинг в 83 году

Сегодня многие называют Геннадия Осиповича не иначе как «стрелочником», которого сделали чуть ли не главным виновником трагедии, случившейся в 1983 году. Тогда советский летчик сбил корейский пассажирский лайнер. Погибло больше 200 человек. После разразившегося скандала Осиповичу пришлось срочно покинуть прежнее место службы.

«Уничтожить цель!»

Трагедия произошла в ночь на 1 сентября 1983 года. Тогда Боинг-747, принадлежавший южнокорейской кампании КАЛ, выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул. Однако, как утверждает А. В. Сульдин, автор издания «История СССР», самолет, на борту которого находились 269 пассажиров, отклонился от своего курса на 1,5 тысячи километров и пролетел над засекреченными районами Камчатки и южной оконечностью Сахалина. В том году летчики 40-й истребительной дивизии под командованием Анатолия Корнукова часто совершали вылеты против самолетов-разведчиков типа RC-135, очень похожих на Боинги. Поэтому приказ Корнукова «Уничтожить цель!» ни у кого не вызвал удивления.

Для перехвата нарушителя были направлены два Су-15, за штурвалом одного из них находился Геннадий Осипович. Правда, если верить историку Николаю Зеньковичу, автору книги «Тайны ушедшего века», советские военные пытались посадить Боинг на землю или заставить его изменить курс. Но все оказалось тщетно: даже предупредительные выстрелы, сделанные подчиненными Корнукова, самолет проигнорировал. Вот тогда летчики и получили команду вести огонь на поражение. С этой задачей успешно справился Осипович, выпустив две ракеты, поразившие лайнер. Понятно, что после этого отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами обострились еще больше.

Жизнь после трагедии

Черным пятном лег этот инцидент и на биографию Геннадия Николаевича Осиповича. Он родился в 1944 году в городе Кемерово, в юности занимался в местном аэроклубе. Окончив школу, как пишет Т. А. Василевская в «Большой кубанской энциклопедии», Осипович поступил в Армавирское летное училище. Геннадий начинал свою службу в Майкопе, сюда же он вернулся и после того, как сбил корейский Боинг в 1983 году. На Сахалине тогда жило много корейцев, поэтому собираться пришлось в спешке: супруги Осиповичи продали только автомобиль, остальные вещи просто раздали знакомым. В Майкоп их доставил специально выделенный для этой цели самолет Ил-76. Впоследствии Осиповича наградили орденом «За успехи в боевой и политической подготовке».

Казалось, все утряслось. Однако Геннадий Николаевич все же распрощался с небом. По словам Николая Непомнящего, автора издания «100 великих загадок ХХ века», Осиповича подвело здоровье. Дело в том, что в 1986 году он тоже стал жертвой авиакатастрофы. На МИГ-21, который Осипович перегонял из Майкопа в туркменский город Мары, отказал двигатель. Летчик катапультировался, но неудачно – при приземлении сломал позвоночник. В 1989 году Осипович окончательно уволился из вооруженных сил, вышел на пенсию, подрабатывал сторожем, занимался садом. Жизнь Геннадия Николаевича текла спокойно и размеренно, пока о нем снова не вспомнили журналисты. Но он продолжал настаивать на том, что сбил самолет-разведчик, а пассажирский лайнер уничтожили американцы.

Позиция и судьба Корнукова

Не признавал как своей собственной вины, так и вины советской стороны в целом и командир истребительной дивизии Анатолий Михайлович Корнуков. Как утверждает Николай Зенькович на страницах своей книги «Как Ельцин преемника выбирал», Корнуков заявил об этом на специальной пресс-конференции, основываясь на результатах расследования, в котором принимала участие международная авиационная организация ICAO. Согласно выводам комиссии, советские военные не ставили цель уничтожить пассажирский лайнер. По словам Корнукова, ответственность за случившееся должна была понести южнокорейская компания, самолет которой отклонился от своего курса.

Тем не менее наградить Анатолия Корнукова все же побоялись. Впрочем, и наказан он тоже не был. В 1985 году Корнуков был назначен командиром 71-го истребительного авиационного корпуса, который дислоцировался в Германии. 40-я истребительная дивизия была расформирована. После развала Союза Анатолий Михайлович занимал пост главнокомандующего ВВС Российской Федерации, затем был уволен в запас. После увольнения из Вооруженных сил Корнуков был советником генерального директора НПО «Алмаз» по вопросам военно-технической политики. Умер Анатолий Михайлович в 2014 году, через год с небольшим после него ушел из жизни и Геннадий Осипович.