05/07/21

Генриетта Лакс: как умершая американка уже 70 лет живёт после смерти

Клетки HeLa, полученные благодаря Генриетте Лакс были запущены на орбиту на советском спутнике в декабре 1960 года. Эти клетки представляли огромный интерес для ученых всего мира, так как оказались по сути бессмертными. К тому моменту сама Генриетта Лакс была уже мертва. Однако, как справедливо заметила Мария Кондратова, автор книги «Сигнальные пути», своей смертью эта американка спасла больше жизней, чем самый известный врач.

Короткая жизнь Генриетты Лакс

Афроамериканка Генриетта Лакс родилась в 1920 году в штате Вирджиния. Если верить Ребекке Склут, автору книги «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс», девочка рано осиротела. Ее мать умерла во время десятых родов. Оставшись один, глава семейства понял, что не в силах содержать своих детей, поэтому отдал их на воспитание многочисленным родственникам. Так Генриетта оказалась в доме своего деда Томми Лакса, где, кроме нее, проживал и ее двоюродный брат Дэвид. Несмотря на довольно близкое родство, между Дэвидом и Генриеттой случился роман, который, впрочем, вылился в официальный брак.

Молодая семья пополнялась с завидной регулярностью: у супругов один за другими родились пятеро детей. И все бы ничего, но через несколько недель после появления на свет последнего сына, Джозефа, Генриетта Лакс почувствовала себя плохо. В результате обследования женщины выяснилось, что она серьезно больна. Онкологические заболевание шейки матки не оставило Генриетте ни малейшего шанса. Хирургическое вмешательство и облучение ничего не дали. 31-летняя Генриетта Лакс скончалась 4 октября 1951 года.

Жизнь после смерти

Однако на самом деле некоторая часть Генриетты Лакс живет на нашей планете до сих пор. Дело в том, что в госпитале Джона Хопкинса в Балтиморе, где и проходила лечение Генриетта, в это же время работал доктор Джордж Гай. Как утверждает Мария Кондратова, автор книги «Кривое зеркало жизни: главные мифы о раке, что современная наука думает о них», Гай был буквально одержим идеей культивирования клеток в лабораторных условиях, то есть вне организма. Но все опыты Джорджа Гая заканчивались слишком быстро: клетки попросту гибли в пробирках через несколько дней. Ученый не сдавался и использовал любую возможность для того, чтобы продолжать эксперименты.

Еще во время операции у Генриетты Лакс был взят образец материала раковой опухоли. Этот материал и принялся изучать Джордж Гай. Как правило, обычные клетки, помещенную в питательную среду, способны делиться лишь ограниченное количество раз (так называемый предел Хейфлика). Но клетки опухоли, изъятой у Генриетты Лакс, могли делиться бесконечно долго и к тому же делали это вдвое быстрее здоровых клеток. Это было открытие века! По иронии судьбы, Джордж Гай объявил сенсационную новость в тот же день, когда Генриетта Лакс ушла из жизни.

Источник жизни или наживы?

Первая стабильная клеточная линия для лабораторных исследований была названа в честь Генриетты Лакс - HeLa (первые буквы имени и фамилии американки). Благодаря тому, что клетки HeLa являются по сути бессмертными, на них очень удобно ставить всевозможные опыты. Поэтому неудивительно, что именно с их помощью в США разрабатывали вакцину от полиомиелита. Кроме того, HeLa помогали и помогают до сих пор бороться со СПИДом, раком и другими опасными заболеваниями. Как указывал в своей книге «Социализм и коммунизм – стартовая площадка советских космических кораблей» Аркадий Урсул, в научных целях в декабре 1960 года клетки HeLa вместе с другими образцами отправились в космос на советском спутнике.

Примечательно, что история Генриетты Лакс долгое время никак не могла закончиться. И дело вовсе не в бессмертии клеток HeLa. Если верить автору издания «Вирусы: скорее, друзья, чем враги» Карин Мёллинг, ныне живущие родственники Генриетты Лакс предъявляли претензии к властям и ученым, заявляя, что они ничего не знали об исследованиях. Действительно Джордж Гай поначалу предпочитал не распространяться об источнике материала. Однако, когда имя американки стало известно всему миру, близкие Лакс запросили денежную компенсацию. Вот только судебный процесс так ничем и не закончился: ответчики (в том числе и Джордж Гай) давно ушли из жизни и, согласно закону, предъявлять претензии уже было не к кому.