Подвиг Георгия Синякова – один из тех примеров, подтверждающих, что в истории Великой Отечественной войны осталось ещё довольно много белых пятен. Узнать о том, как советский врач организовал в нацистском концлагере «конвейер спасения», подарив тем самым право на жизнь многим людям, удалось совершенно случайно.
Доктор в плену
На момент вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз Георгию Синякову было 38 лет. Опытный врач с 13-летним стажем не колебался ни минуты. На второй день войны он ушёл на Юго-Западный фронт, где был назначен ведущим хирургом 119-го медсанбата. Больше трёх месяцев Синяков спасал раненых. А в начале октября 1941 года талантливый врач попал в плен. В мае 1942 года его отправили в концлагерь Кюстрин, расположенный в 91-м километре от Берлина (сегодня это территории Польши).
Синяков стал свидетелем того, как люди умирали десятками ежедневно. Позже в Кюстрине всё же был создан лазарет для больных заключённых, к которым приставили доктора. Не трудно догадаться, что им оказался Георгий Синяков. Правда, предварительно ему пришлось выдержать довольно трудный экзамен на профпригодность.
Без права на отдых
Палаты-бараки вмещали до 1500 больных и раненых. С учётом этого Синякову сидеть без дела не приходилось. Он ежедневно проводил до 5 операций и выполнял свыше 50 перевязок. Врач работал на износ – по 20 часов в сутки, но не считал, что имеет право на передышку, пока рядом есть люди, нуждающиеся в его помощи.
Однажды Синякову удалось спасти сына сотрудника-немца, который поперхнулся костью. С этого момента отношение к «русскому доктору» изменилось. Ему назначили усиленное питание и разрешили свободно передвигаться по концлагерю.
Путь на волю
Такую «привилегию» Георгий Фёдорович решил использовать во благо. Он возглавил комитет подпольщиков концлагеря и нашёл способ, позволяющий отправлять на свободу пленников. Вместе с другими подпольщиками Синяков осуществлял замену лагерных номеров здоровых заключённых на номера тех, кто уж скончался. Также он обучал пациентов «имитировать смерть». Он рассказывал, какие симптомы изображать тому или иному пациенту, чтобы фашисты приняли их за мёртвых и отправили в повозке для трупов за пределы лагеря. Такая схема оказалась продуктивной. Она помогла вызволить из концлагеря сотни пленных.
12 марта 1945 года город Кюстрин был наконец-то освобождëн, а Синяков продолжил спасать людей. Вместе с советскими солдатами Георгий Фёдорович дошёл с советскими войсками до Берлина, а в 1946 году переехал в Челябинск, где начал преподавать в медицинском институте.
О том, чем ему пришлось заниматься в военные годы, Синяков предпочитал молчать, так как считал, что просто выполнял свой долг. Но о подвиге молчаливого героя всë-таки стало известно. Правда, получить звание «Заслуженный врач» ему так и не удалось несмотря на все ходатайства. Дело в том, что в советские годы действовал негласный запрет: тому, кто был в плену, наград не положено.
Георгия Синякова не стало в 1978 году. Проводить в последний путь «ангела концлагеря Кюстрин» пришли более тысячи человек, многие из которых прилетели специально из других стран. Сегодня же подвигу Синякова посвящён раздел в Челябинском Музее медицины.