Метро – не только удобный и быстрый общественный транспорт. Некоторые станции проектировались с целью использования в качестве убежищ во время ядерной войны. Надёжной преградой от заражённого мира должны были стать гермозатворы. Кстати, эти устройства функционируют и сегодня.
Осторожно, двери закрываются!
Гермозатворы предназначены для защиты пассажиров и жителей города в случае экстренных ситуаций. Впервые в городах СССР они стали появляться после Великой Отечественной войны, когда стало понятно – ядерная атака может однажды перестать быть лишь угрозой.
Гермозатворы в метрополитенах спроектированы таким образом, чтобы защитить граждан, находящихся внутри, от радиационного, химического или биологического загрязнения, от огня и наводнений, ведь они полностью непроницаемы для воздуха, воды, газов и пыли.
Несмотря на то, что Холодная война завершилась, каждый гермозатвор на станции метро находится в рабочем состоянии. Инженеры регулярно осматривают двери и проводят необходимое техобслуживание, чтобы обеспечить их работоспособность и готовность к использованию в случае ЧП. Стоит отметить, что содержание гермозатворов – удовольствие дорогое. Средства на это предусмотрены в бюджете далеко не каждого города, в котором есть метрополитен. Поэтому иногда власти принимают решение данные системы законсервировать, при этом сохраняя их в состоянии готовности на случай реальной угрозы.
Отрезанные от мира
Увидеть гермозатворы повезёт не каждому рядовому пассажиру. Они замаскированы под напольными панелями или же функционируют подобно дверям лифтов. Приводятся в действие такие «ворота» электромеханическими механизмами с автономным источником питания. Если верить техдокументации, то каждая створка гермозатвора способна закрыться за 20 секунд или даже меньше.
Для запуска механизма необходимо, чтобы в метро активировался сигнал (например, «АТОМ!») от системы гражданской обороны. Далее включается сирена воздушной тревоги, эскалаторы продолжают работать только в направлении
вниз, а движение поездов останавливается. Гермозатворы начинают закрываться. При этом лучше этому процессу не мешать, так как сотрудники полиции в таком случае могут применять оружие. Параллельно с этим вентиляционная система перейдёт на замкнутый контур. Некоторое время пассажиры смогут абсолютно не зависеть от внешнего мира. На станциях есть туалеты, склады с продуктами питания и водой, необходимые инструменты.
Согласно инструкции, гермозатворы будут открыты только тогда, когда станет окончательно ясно – на поверхности безопасно.