Тайна гибели туристической группы, которую возглавлял студент Игорь Дятлов, до сих пор не раскрыта. В ночь на 2 февраля 1959 года на Северном Урале погибли девять молодых людей. Было выдвинуто множество версий: кто виноват в случившемся. В том числе подозрения пали и на местных жителей – представителей народа манси. В их языческих обрядах и шаманских ритуалах некоторые исследователи увидели страшную опасность.
Трагедия у горы Холатчахль
В лыжный поход по заснеженным просторам Свердловской области отправились две девушки: Людмила Дубинина и Зинаида Колмогорова. Они обе были студентками Уральского политехнического института. Помимо Игоря Дятлова компанию им составили: Рустем Слободин, Юрий Дорошенко, Георгий Кривонищенко, Николай Тибо-Бриньоль, Семен Золотарев и Александр Колеватов. Все они имели отношение к УПИ, учились в этом вузе, где работал туристский клуб.
Известно, что 31 января 1959 года молодые люди попытались подняться на гору Холатчахль («Гора мертвецов»), но это им не удалось. Туристы спустились в долину реки Ауспии и оборудовали там временный лагерь. 1 февраля они снова начали восхождение, остановившись на ночлег возле перевала, который потом будет назван в память об Игоре Дятлове.
Что случилось в ночь на 2 февраля, пока не известно. Группа туристов не вышла на связь в назначенное время, начались поиски. Остатки лагеря и трупы людей были найдены следственной группой при участии местных охотников-манси. Последние тела удалось обнаружить лишь в мае, когда растаял снег.
Следствие зашло в тупик
Официальное следствие продолжалось три месяца. Выяснить причину гибели туристов поручили прокурору-криминалисту Льву Иванову. Поначалу он полагал, что дятловцев убили местные жители – представители народа манси. Просто потому, что других людей поблизости (по крайней мере, официально) не было.
Но по данным криминалистической экспертизы, туристическая палатка была разрезана изнутри, а расположение трупов и их вид говорили о том, что погибшие одевались в спешке, как будто в панике. К тому же, на их одежде были обнаружены радиоактивные следы Калия-40. Сами манси рассказали сотрудникам прокуратуры об огненном шаре, который видели над горой Холатчахль. Современные исследователи связывают этот огненный шар с запуском ракеты (неподалеку оказался секретный полигон Тюратам).
Так и не поняв, что заставило туристов спешно выбежать ночью из палатки на мороз, стражи правопорядка закрыли дело.
До сих пор в прессе высказываются предположения, что в гибели дятловцев виновны сотрудники спецслужб: туристы невольно увидели некое событие, которое до сих пор скрыто под грифом «совершенно секретно». В отдаленных районах Северного Урала могли происходить испытания нового оружия или другие эксперименты.
Хотя не исключается и версия встречи дятловцев с криминальными элементами.
Манси виновны?
Одним из исследователей, который отстаивает версию виновности манси, является нижнетагильский журналист Валентин Дегтерев. В многочисленных выступлениях в СМИ он утверждает, что местные охотники следили за группой Дятлова на протяжении всего их пути. Он разглядел манси на снимках, которые туристы делали во время похода: эти пленки были оцифрованы и тщательно изучены.
«И на фотографиях видно, что за ними следовал не один мансийский охотник, там был кто-то еще. Я абсолютно уверен, и по дневникам Игоря Дятлова, по дневникам Зины Колмогоровой, я уверен, что за ними шли манси. И я уверен, что Игорь Дятлов не просто шел в поход, а шел с конкретной целью, он хотел посетить эту мансийскую пещеру, найти там артефакты, объекты поклонения манси. Помимо похода, я считаю, у них был свой отдельный, чисто прозаический интерес. За это их и убили», – утверждал Валентин Дегтерев в одном из интервью.
Высказывалось предположение, что реальной целью похода было исследование тайных святилищ народа манси. Просто в советские времена об этом не принято было говорить вслух. Романтичные студенты могли мечтать об интересных открытиях, вот и направились к древней пещере, о которой вероятно услышали от кого-то из местных.
Валентин Дегтярев допускает мысль, что манси не хотели убивать туристов. Их просто напугали ночью, надеясь, что любопытные студенты покинут священное место, охраняемое шаманами. Но молодые люди в панике сами бросились бежать, переломали себе кости и умерли от обморожения. К тому же, согласно протоколу вскрытия, на телах дятловцев не было огнестрельных или ножевых ран.
Некоторые исследователи считают, что туристов могли испугать магические пляски шаманов – с ритуальными масками, бубнами и факелами. Другие полагают, что советские власти не хотели афишировать дело с таким религиозно-языческим подтекстом, поэтому и спустили его «на тормозах».
Ялпынг-ма – это священное место
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, численность манси составляет 12 тысяч 269 человек. В основном они живут на территории Ханты-Мансийского автономного округа, но небольшая группа населяет и север Свердловской области.
Это древний народ, который сформировался на Урале из местных представителей неолитической культуры и кочевавших через те земли угорских племен. Затем коми и русские вытеснили манси на восток. Традиционными занятиями этих людей являются охота и оленеводство.
Несмотря на православное крещение, многие манси до сих пор сохраняют древние языческие верования. В их сознании нет противопоставления между христианством и культом предков. Обе религии мирно уживаются среди этих людей. Свои обряды они проводят в священных местах, которые называются «ялпынг-ма».
Сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН А.В. Бауло, И.Н. Гемуев, А.А. Люцидарская и другие подготовили к публикации энциклопедию «Мифология манси» (Новосибирск, 2001 год издания). В этой книге говорится, какое значение ялпынг-ма имеют для представителей древнего народа. Священными для них могут быть и гора, и река, и озеро.
Считается, что там живет дух-покровитель. Заниматься хозяйственной деятельностью, громко разговаривать и, вообще, делать что-либо без позволения шамана в этих местах категорически запрещено. Женщины туда никогда не допускались. Даже в семейных святилищах все ритуалы и обряды совершали мужчины.
В ялпынг-ма находились изображения и статуи духов-покровителей, которым совершались жертвоприношения. Обычно, это были черепа медведей или других тотемных животных.
Разумеется, чужакам в эти святилища заходить нельзя. Они не случайно оборудуются в местах, отдаленных от охотничьих троп и других путей.
Манси не виновны?
Однако далеко не все исследователи обвиняют манси в убийстве. Например, документалист Алексей Ракитин написал книгу «Перевал Дятлова: загадка гибели свердловских туристов в феврале 1959 года и атомный шпионаж на советском Урале» (Екатеринбург, 2013 год издания). Автор критикует представителей Свердловской прокуратуры, которые первым делом решили обвинить во всем местных жителей. Такой подход исследователь считает однобоким.
По мнению Алексея Ракитина, никаких подтверждений, что в окрестностях горы Холатчахль имелись бы хоть какие-нибудь ритуальные объекты манси, в ходе многочисленных допросов получить не удалось. И хотя советские власти хотели бы обвинить во всем древний языческий культ предков в рамках борьбы за повсеместный атеизм, но следователи так и не смогли притянуть данную версию к делу.
При этом именно охотники-манси сообщили прокурорским работникам, где находятся остатки лагеря туристов. Местные жители помогали в ходе поисковой операции. Но если бы они даже подозревали кого-то из своих, то не стали бы этого делать, а напротив, постарались бы замести следы.
Версия причастности манси к гибели туристов была опровергнута и в ходе пресс-конференции, посвященной 57-летию со дня трагедии. Представители некоммерческого фонда «Памяти группы Дятлова» рассказали журналистам о выводах независимых исследователей. Наиболее правдоподобной эксперты назвали версию об испытаниях секретного оружия, невольными свидетелями которого стали студенты УПИ.
Специалист по этническим вопросам народов севера Алексей Слепухин тоже выступил на пресс-конференции в защиту манси. Он отметил, что опытные охотники могли так искусно скрыть трупы своих жертв, что их никто бы не смог разыскать. Ни остатков лагеря, ни тел туристов в тех отдаленных краях просто не осталось бы. Предположение, что дятловцы могли разыскивать древние магические артефакты, тоже было опровергнуто.
«Чтобы найти что-то зимой на северном Урале, нужно очень много времени. Ритуальные святилища находятся в потаенном месте, поэтому обычному человеку туда попасть тяжело. Следовательно, туристы вряд ли смогли бы проникнуть в ритуальные места, ведь они сохраняли маршрут неизменным. Поэтому оснований всерьез говорить о причастности манси к гибели группы Дятлова нет» – заявил Алексей Слепухин.
Пока причина гибели группы туристов остается загадкой.