ru.wikipedia.org

Гибель парома «Эстония»: самая страшная катастрофа в Балтийском море

Четверть века назад, в ночь на 28 сентября 1994 года, в Балтийском море произошла одна из самых страшных и таинственных катастроф в современной истории гражданского судоходства. Менее чем за час 150-метровый паром «Эстония» по неизвестным причинам пошёл ко дну, забрав с собой жизни более 850 человек.

Неудавшееся путешествие

Вечером 27 сентября 25 лет назад в Таллине стояла хмурая и ветреная погода. В море бушевал шторм, а скорость ветра превышала 20 метров в секунду. Впрочем, даже это не предвещало беды для гигантского по своим размерам парома «Эстония». 157 метров в длину и более 24 – в ширину, водоизмещение 15,5 тысячи тонн, мощность двигателей – 24 тысячи номинальных сил – такую глыбу нелегко накрыть самой гигантской волной.

По графику корабль совершал в этот день рейс в Стокгольм. Всего в плавание отправились 989 человек, пассажиров и членов экипажа.

Первые 100 километров судно прошло легко. Помогало то, что «Эстония» плыла вблизи побережья, хотя волнение на море ощущалось. Уже за полночь, после выхода в открытое море, началась сильная качка, волны высотой от четырёх до восьми метров били в левый борт.

Около часа ночи в носовой части корабля послышались металлические стуки. Ещё через пять минут звук превратился в скрежет, через 10 – раздались два-три сильных удара по корпусу. В 1:15 вода по краям носовой рампы начала поступать внутрь судна.

С этого момента судьба «Эстонии» была фактически предопределена.  Судно сильно накренилось, люди оказались заперты в каютах. Все усилия экипажа развернуть паром кормой к волне, чтобы вода не заливала его, не принесли результата. Через 15 минут остановились двигатели, пропало освещение. Через небольшое время паром ушел под воду и пропал с экранов радаров.

Спешившие на помощь паром «Мариэлла», корабли «Изабелла», «Сильная Европа» и «Силья Симфони» нашли на месте крушения лишь около 20 спасательных плотов и три шлюпки. Терпящим бедствие людям на них не хватало места, да ещё и сильный ветер не давал провести полноценную спасательную операцию. Вытащить удалось лишь 137 человек, 852 — погибло и пропало без вести.

Темные пятна

Официальное расследование катастрофы началось уже утром 28 сентября. В Эстонии и Финляндии были созданы кризисные комиссии, позднее правительства этих стран и шведский кабмин сформировали Международную комиссию. Ей и предстояло выяснить, что привело к крушению парома «Эстония». Однако официальное расследование трагедии затянулось почти на 15 лет, а чётких ответов на имеющиеся вопросы дано не было.

Главное разочарование поджидало экспертов в первые месяцы. Со дна удалось поднять только носовой визор «Эстонии», а вот поиски бортового компьютера, который и мог бы пролить свет на случившееся, были бесполезны. Предположительно его вырвало и вымыло из кабины, после чего он затерялся в иле.

Одно это дало пищу для кривотолков. Скандальный характер придавали трагедии и другие обстоятельства. Например, высказывались предположения, что власти замалчивают настоящее число пассажиров, выехавших из Таллина. Разные специалисты высказывали мнение, что на самом деле на борту парома было от 1050 до 1100 человек.

Кроме того, мистический оттенок придавала катастрофе пропажа людей, изначально попавших в списки спасённых. Среди них – сменный капитан «Эстонии» Аво Пихт, который в ночь крушения находился на пароме в качестве пассажира. Он значился в перечнях, присланных из Швеции в Эстонии утром 28-го числа, его видели в утренних видеосюжетах о катастрофе, которые транслировались по немецкому каналу ZDF.

Однако домой Пихт не вернулся, как и ещё четыре члена экипажа, исчезнувшие из списка спасённых. Спустя годы жена капитана, Сирье, утверждала, что её мужа тайком увезли предположительно в США, хотя кроме ссылок на доверительные источники, доказательств у неё не было.

Самым же странным моментом во всей истории кажется решение Эстонии, Финляндии и Швеции запретить проводить какие-либо исследования на месте гибели парома. Соответствующее соглашение между ними было подписано в 1995 году, позднее к договору присоединились Великобритания, Дания, Латвия, Литва, Польша и Россия. Исполнение запрета возложено на финские власти.

Так «Эстония» стала первым и единственным судном в мире, которое охраняется законом о покое погибших. Все надежды на то, что когда-нибудь корабль будет поднят, а причины крушения установлены, были перечёркнуты. И из-за этого различные версии, самые невероятные, только множились.

Погода, человеческий фактор или взрыв?

В последнем, четвёртом по счёту официальном отчёте, который был опубликован в 2009 году, эстонская комиссия по расследованию причин крушения фактически возложила ответственность за гибель «Эстонии» на конструкторов и плохую погоду. Отмечалось, что крепления носового визора – подъёмной надводной части парома — из-за ошибок проектирования были слишком слабыми. Под ударами больших волн они не выдержали, а поскольку на корабле не было дополнительной перегородки, вода просто хлынула внутрь.

В более ранних документах к этим факторам – конструктивным недостаткам и шторму — добавляли и повышенную скорость движения судна. Однако в финальном отчёте о нём не говорится, видимо, чтобы уменьшить влияние человеческого фактора.

Правда, с этим не согласны в судоверфи Meyer Werft, где строилась «Эстония». Там в начале 2000-х заявили, что за паромом не ухаживали должным образом, а в ночь крушения капитан неверно выбрал скорость. Более того, директор компании Вернер Гуммель отметил, что у него есть доказательства теракта на борту.

В числе возможных причин гибели называют также столкновение с подлодкой, в результате которого образовалась пробоина в корпусе парома ниже ватерлинии. Теоретически она могла бы объяснить, почему «Эстония» затонула так быстро.

Наконец, существует мнение, согласно которому в трагическую ночь, как и во время предыдущих рейсов 14 и 20 сентября, корабль перевозил оружие. Предполагается, что это могла быть секретная военная техника, которая осталась от выведенных советских войск, электроника, машина с грузом кобальта или даже ядерная боеголовка. Откровенные конспирологи не сомневаются, что опасный груз или взорвался, или из-за контрабанды судно уничтожили. Кроме того, некоторые сторонники теории заговоров утверждают, что носовой визор был открыт намеренно — чтобы затопить груз, прибытие которого в Швецию было нежелательным. Ну а более «умеренные» считают, что «Эстония» действительно погибла из-за шторма, но обстоятельства катастрофы скрывают, чтобы не предать факт перевозки оружия огласке.

Все эти версии, конечно, кажутся фантастическими, но они куда лучше официальной объясняют почему правительства двух стран захотели как можно быстрее закрыть останки парома бетоном или песком и запретить их исследование.