12 августа 2000 года на атомоходе «Курск» произошли два взрыва. Трагедия, взволновавшая тогда каждого, спустя 17 лет начинает забываться. Историю гибели экипажа все сложнее отделить от домыслов и лжи.
Была ли преступная халатность?
Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.
К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.
С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.
Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.
Кто давал сигналы бедствия?
Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».
До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.
Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?
Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.
В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.
Когда погиб экипаж?
Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.
Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.
Записка капитана-лейтенанта Колесникова
Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.
А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.
Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?
26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.
Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.
Спасли бы норвежцы?
Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.
Авторы статьи забыли о главном факторе — круглом отверстии диаметром около метра в носовой части Курска. Отверстие скорее всего было от торпеды не российского производства.
Раз диаметр около метра — значит не российского производства.. А если российского — то диаметр должен быть около 0,9 метра? Или около 1,1 метра?
Наберите в поисковике «Российское общество и гибель АПЛ “Курск”
12 августа 2000 года»
Допустим что столкновение было в результате чего произошёл взрыв боезапаса на Курске, в таком случае и американская п.л.должна была бы получить такие повреждения,от гидравлического удара которые заставили бы её всплыть чего не случилось это первое. Второе а где были корабли О.В.Р.А (охрана водного района)которые должны были обеспечивать безопасность в районе полигона.Я служил на С.Ф на п.л.в 60 годах прошлого века, и знаю как тогда была обеспечена безопасность в районе полигона,где постоянно за ученьями наблюдали П.Л. НАТО и США. Моё мнение Курск был торпедирован п.л. США.
Никакого столкновения не было. Сочинять на эту тему можно бесконечно, если работает фантазия. Руководство флотом признало, что взорвалась старая бракованная ракета. Хотя такая версия для руководства флотом очень не удобна и невыгодна. После такого заявления нужно было снимать с должности командующего флотом. Но сняли второстепенную фигуру. Потому что командующий флотом оказался дружком Путина. Дали дослужить и отправили на пенсия в 60 лет.
К вашему комментарию можно ещё добавить что эта ракета а точнее торпеда взорвалась не сразу. Катастрофы можно было бы избежать если бы командир лодки не ссыканул ответственности и сразу отдал бы приказ на отстрел торпеды. Но командир который первый раз самостоятельно вышел в море поскольку раньше служил на штабных должностях таки ссыканул ответственности на себя не взял и запросил разрешения отстрелить торпеду, у вышестоящего командования.Пока шло сообщение пока вернулся приказ естественно торпеду отстрелить она взорвалась. Командир и комсостав погибли сразу. Итак лодку погубил командир, и за это получил героя России, а жена его зама который так же несёт ответственность, выторговала у Путина зарплату мужа до его отставки если бы она произошла в 60 лет. Вот моя бабушка не догадалась со Сталина стрясти зарплату мужа который погиб на невском пяточке. Кстати а как же та предприимчивая женщина собирается поступить с пенсией который её муж так же мог бы получать если бы ответственно подошёл к свои обязанностям.
если бы не было столкновения, была бы цела рубка, и не повреждено кольцо последнего люка для присоски спс…
Еще о том что глава ЦРУ приехал лично в Москву и дал много денег!
ПОДДЕРЖИВАЮ ПЕРВЫЙ КОММЕНТАРИЙ…
Так же согласен с первым. Атака подводного корабля с ядерным оружием на борту равносильна объявлению войны. У нас было тогда чем воевать? (риторический вопрос). И американцы ссыканули — сразу нарисовались с мешком денег. А «дырочку в левом боку» оставили специально (что стоило на полтора метра сдвинуть распил?.. И называться она будет: «живи и помни». Экипаж достоин памяти и славы хотя бы только тем, что за десять-двенадцать лет мы смогли сделать небывалое: почти разрушенную армию и флот подняли на высоту, сравнимую с крупнейшей армией мира США.
проверка путина на вшивость — вот, что это было… кем и зачем? — не задавайте идиотских вопросов! последующие события всё объясняют.
была вторая натовская подлодка, которая выстрелила в «курск», когда он погнался за виновницей столкновения…
Авторы статьи упустили ряд серьезных фактов. Именно: 1. Торпедная пробоина(входящее отверстие) в носовой части судна 2. Звонок, по прямой линии, В.В.Путина президенту США Бушу. 3. Приезд директора ЦРУ в Москву. 4. Получением России займа в $2 млрд. Собственно, многие уже в комментах писали об этих фактах, проигнорировать которые просто невозможно.
Подлодка была торпедирована и отрицать этот факт бессмысленно. ВВП пришлось пожертвовать малым, ради тысяч, а может и миллионов жизней. Вот какой он «хороший». А что бы сделали Вы на его месте? Войну бы развязали? Ну-ну…
есть очень хороший французкий док.фильм-гибель Курска-рекомендую.
в то время на адмиральском корабле мы с Китаем вели переговоры о продаже им торпед «шквал». подлодка курск была торпедирована американским мемфисом с целью помешать сделке. курск был уничтожен торпедой разработанной именно под эту серию лодок. отверстие между первым и вторым отсеком, затем детонация боезапаса! все! а Лячин действительно герой!
Жалко, что у вас не хватило духу написать всей правды, про торпедирование ПЛ Мемфис Курска. Мне кажется только конченый идиот поверит небылице с якобы взрывом экспериментальной торпеды. «А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины» — как у вас все складно получается 130 русских человек погибло и в этом нет ни чьей вины, типа просто на небе так сошлись. Только такого быть не может. Просто как всегда обменяли жизни русских солдат на выгодные кредиты и поблажки для своего кармана. Вот в это я охотно поверю. Кому интересно реальная версия смотрите фильм «подводная лодка в мутной воде», в российских СМИ на правду рассчитывать не приходится пока.
Служил на атомной ПЛ Северного Флота торпедистом. Друзья. На стеллаже торпеда взорваться не может. Даже если если ее «деформировать» кувалдой. Пока она сама не проплывет свои 1100 м.- она не взорвется. Курск тупо торпедировали американцы. Они хозяева Мира. Им можно всё!!
Обычное русское разгильдяйство: учения в 3 дня без охраны зоны учения.
Торпедировали курск, уже факт уже доказно 200 раз, как можно верить в херню, что у него что-то там взорвалось, отверстие от кумулятивной торпеды, когда поняли что спалились ее в доке перевернули другим боком.