10/09/25

Гигиена по-монгольски: почему Чингисхан запретил своему народу мыться

Великий завоеватель Чингисхан был не только гениальным стратегом, но и суровым законодателем. Его свод законов, «Великая Яса», регулировал все стороны жизни империи — от военной тактики до бытовых мелочей. Но один из пунктов этого уложения сегодня кажется нам особенно странным и даже шокирующим: строжайший запрет на купание, стирку и мытье посуды. Нарушителей ждала суровая кара, вплоть до смертной казни. Чем же была вызвана эта «гигиеническая» паранойя могущественного правителя?

Перечень законов

Принятая в 1206 году, «Великая Яса» была призвана в первую очередь обеспечить порядок и безопасность в разрозненных племенах, объединенных Чингисханом. Однако за бытовыми запретами стояла не просто любовь к чистоте, а глубокое, сакральное миропонимание кочевников.

"Ева согрешила раньше, чем Адам": кто на самом деле был его отцом Каина

Но дальше начинается самое интересное. Яса провозгласила запрет на перешагивание через костер, где готовилась пища, нельзя было мочиться на воду или огонь. Стирать в открытом источнике, купаться и мыть посуду водой также строго запрещалось. По словам Ф. Кривина, воины обязаны были носить одежду до тех пор, пока она полностью не сгниет, а посуду «мыли» коровьим навозом либо пучком травы. Эти и другие дикие факты подробно описаны в книге «Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502г», Б. Шпулера.

Поклонение стихиям

Разгадка кроется в отношении древних племен к стихиям. Вода и огонь расценивались как божественное проявление, а их осквернение считалось ужасным грехом. Н. Басовская во «Всех героях мировой истории» пишет, что граждане Монгольской империи верили в божье наказание за мытье кухонной утвари или грязного белья в воде. К слову, даже младенцев можно было купать не более 4 раз с момента рождения, а за купание взрослых в любом открытом источнике грозила смертная казнь.

Чистота внутри

Такая философия оправдывалась тем, что татаро-монголы ставили во главу угла внутреннее очищение, а не внешнее. Огонь был святой стихией, даже послов государства перед встречей с ханом пропускали между двумя кострами, очищая их от всякой скверны. Однако гроза и молния, которые вроде бы являются проявлениями огня, считались скорее божьим наказанием. По данным Г. Дженингса из книги «Путешественник», монголы страшились грозы и считали ее карой за осквернение природы.

Чума = карма?

Тем не менее, многие из этих законов позднее пришлось отменить. Причиной стала эпидемия чумы, разразившаяся в условиях глобальной антисанитарии. По сведениям, изложенным в издании «Психоэкономика», авторов Е. И Н. Конюховых, в Средней Азии болезнь началась с размножения паразитов, живших на теле людей под меховыми одеждами.