Представьте себе быт русских первопроходцев, осваивающих бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока. Их неизменной целью в любом новом остроге было наладить привычный уклад: выкопать колодец и, конечно, построить баню. Но суровая реальность вносила коррективы. Холод, недостаток ресурсов и силы природы часто заставляли переселенцев бедствовать и идти на сближение с коренными народами — волей-неволей перенимая их методы выживания и гигиены.
Они все-таки мылись!
Устоявшийся миф о полной антисанитарии северных народов не совсем справедлив. Многие из них поддерживали гигиену доступными способами. Ханты и манси, жившие по берегам рек, как рассказывает исследователь Мария Ситникова, часто строили бани по-черному или использовали для мытья специальные чумы с очагом. Чукчи летом использовали целебные горячие источники. Якуты практиковали оригинальный способ: натирались животным жиром, а затем соскребали его вместе с грязью. Для борьбы с паразитами они попросту вымораживали свои жилища. Эвены (тунгусы), по свидетельству путешественника Якова Линденау, поражали своей опрятностью, моясь ежедневно и обтираясь ивовой стружкой для сохранения зубов.
Женщины коренных народов использовали в гигиенических целях подручные средства: мох, стружку и шкурки животных. Высушенный мох-сфагнум служил универсальным материалом — от «туалетной бумаги» до подгузников для младенцев.
...Но не все и не всегда
Но по большей части водой люди мылись летом, зимой же осуществление гигиенических процедур вызывало трудности, и тут каждый народ прибегал к своим методам. Одни полагались на естественную очистку тела, другие – натирались жиром, третьи носили меховую одежду мехом внутрь. Чукчи, как пишет этнограф Владимир Германович Богораз, имели о чистоплотности собственные представления – они ели вшей, мылись мочой, а посуду давали вылизывать собакам. Их еда могла шокировать европейца – например, пастухи могли есть олений помет, смешивая его с ягодами, но при этом чукчи считали отвратительным один только запах вареной говядины, а корову – грязным животным.
Исследователь Владимир Ильич Иохельсон писал, что коряки моются только в исключительных случаях, а их лица покрыты таким слоем копоти и грязи, что невозможно различить цвет кожи.
Черная неблагодарность: как «вьетнамские товарищи» мешали советским советникам во время войны с США
Практически не мылись буряты – они как и монголы считали, что купаться вредно – вода смывает здоровье. Верили, что чума и оспа – это злые духи, которые приходят к ним то с востока, то с запада, и бороться с ними могут только шаманы.
Поскольку у кочевников-язычников целомудренность и верность не ценилась, после Гражданской войны над бурятами нависла угроза вымирания. Причиной этому стал сифилис, который передавался бытовым путем из-за чудовищной антисанитарии, царящей в юртах – взрослые не мылись, спали в грязном тряпье вместе с детьми, ели из общей немытой посуды. Как писал историк Всеволод Юрьевич Башкуев из Института монголоведения РАН, заболеваемость сифилисом после Гражданской войны достигала от 30% до 52% населения, и советским врачам пришлось немало потрудиться, чтобы приучить народ к гигиене.
Художник Егор Егорович Мейер, член Российской академии художеств, в «Письмах с Амура» описывал местный народ – гиляков, как неопрятных людей, при этом создающих настоящие шедевры резьбы. Он указывал, что избы гиляков со стороны смотрелись живописно, но на берегу гостя встречал запах тухлой рыбы, вонь нечистот, а в избах было множество блох «Немытые и нечёсаные гиляки и гилячки... ужасны в натуре своею грязью и запахом», – писал художник.
А как у русских?
Как видите, чистоплотность была не на высоте, и русские тоже этим страдали.
Как указывает в работе «Историкоэкологические особенности культуры русского населения Сибири и Дальнего Востока» историк Виктория Анатольевна Липинская, к началу XX века в Сибири проживало около 8 600 000 русских и переселенцев других славянских национальностей. Это составляло в зависимости от региона от 70% до 94% всего населения. В это количество входили и этнические группы, возникавшие при смешивании русских с коренными народами – то есть среди них были якутяне, колымчане, камчадалы, амгинцы, русскоустьенцы. Им приходилось жить в таких же суровых условиях как и другим народам.
Тот же Богораз, рассказывая в «Чукчах» о смешанных браках, признавал, что русские на Колыме жили в таких условиях, при которых трудное сосуществование чукч казалось более выгодным. Он приводил пример, как женщина, вышедшая замуж за чукчу и овдовевшая, не смогла вернуться назад, так как в избах царили страшная духота, теснота, скученность и вши.
Записка Дмитрия Колесникова: почему послание капитана с погибшего "Курска" засекретили
Липинская упоминает, что русскоустьенцы из-за морозов пристраивали к избам клети, которые служили сенями и в которых держали своры охотничьих собак. В сильные морозы обитатели избы вместе с собаками могли неделями не выходить на улицу. Можно только предполагать, какие «ароматы» витали в таких домах.
В 1890-х годах XIX века Забайкалье и Приамурье посетил ученый-этнограф Карп Дмитриевич Логиновский. Он был настроен весьма «прогрессивно» и поэтому не уставал расписывать «ужасы царизма». Быт бедного забайкальского крестьянина его поразил: некоторые семьи жили в одной тесной, низкой избе, большую часть которой занимала печь. На ней спали, под ней жила птица, а в загородке у двери зимовали ягнята и телята, которые иначе в сарае для скотины околели бы от холода. Смрад в избе стоял ужасный.
Любопытная деталь: о нижнем белье женщины в отдаленных деревнях Сибири узнали только после Великой Отечественной, когда, солдаты в большом количестве привезли трофеи из Европы.

