Гиперборея – мифическая страна древних греков. Там люди живут по тысяче лет, все богаты и не знают ни в чём недостатка, у них нет царей, над ними властны только бессмертные боги. Смерть там наступает не от старости и болезней, а от пресыщения всеми благами жизни. Эта счастливая страна недоступна простым смертным, но древние греки считали, что ее жители когда-то наведывались в Элладу. Геродот (V век до н. э.) писал, что на острове Делос в его время существовало такое поверье.
Гипербореи издавна посылали жертвенные дары знаменитым греческим храмам, передавая их через скифов. Дары приносились в святилища оракулов Зевса Додонского и Аполлона Делосского. В первый раз гипербореи отправили дары прямо на Делос, их привезли двое девушек (Гипероха и Лаодика) и пятеро мужчин. Гиперборейские посланцы побоялись возвращаться назад из-за далёкого пути и остались на Делосе. От них происходит сословие почётных граждан Делоса, называемое перфереями. А ещё прежде из Гипербореи прибыли на Делос две женщины – Арга и Опис, которые познакомили делосцев с культами Артемиды и Аполлона. В память о гипербореях на Делосе установилось много священных обычаев. Гипербореи же, не дождавшись возвращения своих послов, перестали посылать новых и стали отправлять только дары через представителей других народов.
Название Гиперборея указывало на то, что эта страна расположена где-то далеко на севере. О ней упоминали ещё Гомер и Гесиод, и ее часто связывали с именем бога Аполлона. Абарис, служитель Аполлона, согласно мифам, был гипербореем и занимался чудесными исцелениями, летал на волшебной стреле и обходился без пищи. Геродот уже считал все рассказы о гипербореях выдумками. Ведь если бы этот народ действительно существовал, утверждал он, то о нем знали бы скифы. Но так как скифы, рассказывая басни даже о каких-то живущих где-то далеко на севере одноглазых людях, ничего не говорят о гипербореях, то, следовательно, никаких гипербореев на самом деле нет, делал вывод Геродот.
Греческий учёный Страбон (I в. до н. э. – I в. н. э.) также рассматривал Гиперборею как сказку. Но не все в античном мире разделяли этот скепсис. Римский учёный Плиний Старший (I в. н. э.) писал, что невозможно сомневаться в реальном существовании гипербореев, наделенных необыкновенными способностями. А вот Клавдий Птолемей из Александрии (II век н. э.), подробно описывая географию Восточной Европы, ничего не говорит о гипербореях. Видимо, греки, придумав миф о гипербореях, первыми же и разуверились в нем, а вот римлянам, значительно позже перенявшим его, не хотелось с ним расставаться.
А всё-таки, может быть, в сказаниях о гипербореях отразился какой-то реальный народ? Где он жил, по представлениям древних греков?
Геродот сообщает, что кое-какие сведения о гипербореях есть у исседонов, правда, он тоже расценивал их как вымысел. Исседоны проживали дальше всего на север и восток в известном Геродоту мире и соседствовали с массагетами (обычаи этих двух народов были схожи). Место обитания массагетов вроде бы не вызывает сомнения у современных историков – это степи нынешнего Казахстана. Сам народ считается родственным скифам. Его пытались завоевать персидские цари в VI веке до н. э. Некоторые даже полагают, что массагеты и исседоны – один народ. Дальше исседонов, по Геродоту, живут одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Гипербореи, если и есть, то только ещё где-то за ними. Итак, «История» Геродота, хотя и отвергает реальное существование гипербореев, дает направление, скорее, на север Сибири как на наиболее вероятное место их обитания.
Плиний Старший сообщает, что в стране гипербореев полгода длится день, и светила восходят только один раз в год. Если это считать реальным описанием, то оно указывает только на приполярные области. По мнению некоторых исследователей, в частности индийца Б. Тилака, обосновывавшего в конце XIX – начале ХХ в. теорию арктической арийской прародины, миф о Гиперборее очень близок воспоминаниям об арийской прародине в «Ведах» и «Авесте» – священных книгах древнеиндийской и древнеиранской религий.
Согласно многим указаниям, Гиперборея располагалась за Рифейскими горами, а также эта приполярная страна, откуда вышли древние арии, находилась за горами Меру. Исследователи, пытавшиеся совместить эти указания с реальной географией, отождествляли с данными горами либо Уральский хребет, либо Скандинавский. Но ни тот, ни другой не подходит под описания, в которых говорится, что эти священные горы простираются с запада на восток. Такое расположение имеют только Альпы, Кавказ и Гималаи, однако все они пролегают слишком далеко к югу, чтобы искать там легендарную Гиперборею.
По утверждению некоторых античных географов, с Рифейских гор стекали крупные реки, в числе которых были Дунай (Истр) и Волга (Аракс у Геродота, Ра у Птолемея). Но в других источниках реками, текущими с Рифейских гор, называются Дон или Северский Донец (Танаис) и Западная Двина (Хесин), а сами горы располагаются где-то «между Меотийским озером (Азовское море) и Сарматским (Северным Ледовитым) океаном». Видимо, по мысли античных географов, полноводные реки, текущие по Русской равнине, могли рождаться только где-то в горах. А название Рифейских гор применительно к этим гипотетическим горам было взято из мифологии как наиболее подходящее.
Таким образом, на локализацию легендарной Гипербореи может претендовать обширная территория Северной и Восточной Европы и Западной Сибири. На ней было расселено множество народов, и невозможно сказать, к какому из них подходят характеристики гипербореев, упоминаемых в античной литературе, ибо эти характеристики фантастичны. Следовательно, под названиями "Гиперборея" и "гипербореи" античным авторам вряд ли были известны какие-то конкретные земли и народы. Это условные собирательные наименования земель и народов крайнего (по понятиям древних греков и римлян) Севера вообще, о котором не известно ничего достоверного.
Название «Гиперборей» происходит от тюрко-татарских слов «Хибер, Сибер» (сеять) и «Борай» (полба- другое название- полбяная пшеница), и греки, переняв просто произношение данного слова, поменяли его смысл исходя из греческого языка. Также слово «Сибер»(сеять) дало начало слову «Сибирь». Данные земли Западной Сибири за Уральскими (Рифейскими) горами Западные источники древности называли ещё «Скифией». Скифы, сарматы, татары, кыпчаки, булгары- это название одного и того же народа в разные времена и раскиданных по всей территории Евразии- предков современных татар (и части некоторых других тюркоязычных народов). Приведу цитату из Википедии: «В России полба возделывалась в Волго-Камском регионе, где полбу выращивали главным образом марийцы, чуваши, башкиры, татары[3] и удмурты» https://ru.wikipedia.org/wiki/Полба