14/12/22

Главное поражение маршала Ворошилова в Великую Отечественную

Климент Ворошилов, прославленный красный полководец Гражданской войны, 15 лет возглавлял наркомат обороны СССР. К началу Великой Отечественной войны маршалу исполнилось 60 лет, но казалось, что он способен дать фору многим молодым военачальникам. Однако командовать фронтами Ворошилову позволили не больше двух месяцев. Бывший нарком не сумел организовать оборону Ленинграда, а на фронте совершал безрассудные, хотя и смелые поступки.

Неудача под Ленинградом

В июле 1941 года член ГКО Клим Ворошилов был назначен главнокомандующим Северо-западным направлением фронта. Западный и Юго-западный направления тогда же возглавили маршалы Тимошенко и Будённый.

Население, услышав известные имена, восприняло эту новость с энтузиазмом,

«Многие расценивают это назначение как поворотный пункт в развитии военных действий, – записал в те дни директор архива Академии наук Георгий Князев. – Ожидают теперь наступления наших армий на зарвавшегося и обнаглевшего врага».

Однако реальность быстро развеяла надежды. Противник упорно рвался к Ленинграду, поэтому Ворошилова переназначали на более узкий Ленинградский фронт. Несмотря на некоторые успехи командующего, в частности, организацию народного ополчения из рабочих, вставшего на защиту Лужского рубежа, в ставке Ворошиловым были недовольны. В ситуации, когда кадровые части терпели поражение за поражением, он весьма вяло выстраивал оборону северной столицы.

«В середине августа Сталин же не был готов мириться с некоторой отстранённостью Ворошилова и требовал чётких действий от него самого и командования фронтом», – отмечал доктор исторических наук Никита Ломагин.

Эта ситуация сказалась и на личных отношениях Ворошилова со Сталиным. Если в начале войны Ворошилов мог «по старой памяти» обратиться к вождю словами «дорогой Коба», то теперь общение стало более формальным. Тем не менее, экс-нарком просил не забирать его в Москву, утверждая, что способен выполнить «что-либо серьёзное, ударное».

Однако в сентябре Ворошилов допустил стратегические ошибки, едва не ставшие фатальными для Ленинграда. Самым опасным он счёл финское направление, недооценив угрозу немецкой 18-й армии. Кроме того, Ворошилов так и не смог наладить взаимодействие с 54-й армией маршала Кулика, способного поддержать защитников Ленинграда авиацией..

14 сентября 1941 года последовала отставка Ворошилова. Больше за годы Великой Отечественной он не командовал фронтами. Сначала он выполнял задачи в качестве представителя Ставки по формированию войск. В сентябре 1942 года Ворошилов стал Главнокомандующим партизанским движением, а с 1943 по 1945 годы руководил Трофейным комитетом.

Версии о причинах отставки

Среди ленинградцев ходили слухи, что Ворошилов не собирался защищать Ленинград, а планировал объявить его «открытым городом» – за что якобы и был смещён Сталиным. Впрочем, случись подобное, Ворошилов, скорее всего, закончил бы жизнь в подвалах Лубянки.

Более обоснованной кажется версия о том, что на отставку повлияли фронтовые «выходки» командующего. Речь, в частности, идёт о личном участии Ворошилова в атаке на Пулковских высотах 11 сентября.

«За это Сталин отозвал его с фронта в г. Куйбышев. Не дело командующего заниматься атаками!» – писал в дневнике историк Илья Кузнецов со слов писателя Гавриила Кунгурова.

По рассказам свидетелей, Ворошилов решил личным примером подбодрить 1-ю бригаду, которая сильно устала за три дня интенсивных боёв.

«У комбрига дух захватило: «А вдруг убьют маршала, – беды не оберешься!» Подобрал самых отчаянных ребят и кинулся прикрывать Климента Ефремовича. В общем, страху натерпелись и он, и комиссар», – рассказывал писатель Петр Капица со слов полкового комиссара.

Рассказ о «ворошиловской атаке» перешёл в разряд военного фольклора и со времёнем оброс красочными подробностями. В киноэпопее «Блокада» показано, как Ворошилов движется вперёд, вооружённый пистолетом, а в романе Ивана Акулова «Крещение» утверждается, что командующий скакал «с саблей наголо».

Адъютант Ворошилова Михаил Петров опровергает эти сведения. По его словам, 11 сентября Ворошилов действительно находился в районе деревни Кемпелево, где шли ожесточённые бои. Но он всего лишь наблюдал за атакой морской бригады и давал руководящие указания.

Так или иначе, другие военные вспоминают, что командующий Ленинградским фронтом нередко «позировал» на передовой, объезжая позиции на коне. Ворошилов подвергал опасности не только свою жизнь – если бы командующий был убит, это могло бы самым серьёзным образом подорвать боевой дух вверенных ему частей.