Невозможно понять казачество, не узнав его базовой ценности – семьи. Казаки к чужим детям относились, как своим, даже если они рождены от нехристианина.
Казаки считали позором иметь неграмотных сыновей, и мечтали о том, чтобы дочери были счастливыми. И, если казакам были суждено идти на смертный бой, станица не бросала его семью на произвол судьбы.
Чужих детей не бывает
В XVII веке донские казаки постоянно воевали. Жили они в поселениях, называемых юртами. Например, в царской грамоте, датируемой 1638-м годом, Михаил Фёдорович Романов обращался к ним так: «На Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску».
О казаках того времени пишут, что они были горланистыми и говорливыми. Оно и понятно, что все вопросы решались на юртовом круге. Женщины в управлении не участвовали и были на вторых ролях. Тогда считалось нормой брать в жены угнанных в рабство турчанок, персиянок и черкешенок. В частности, исторические источники свидетельствуют, что зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с Чубура и с Ачаковской Косы.
Бывало и так, что казачки попадали в плен к крымским татарам или к туркам. Впрочем, донцы прилагали все усилия, чтобы их освободить от «басурман», мол, не по-божески это. Порой на это уходило годы. Как правило, в момент освобождения эти женщины уже имели детей от татар. По традиции, казаки таких казачек не оставляли одних и брали в жены, при этом её дети становились приемышами – «туминами» или «татаркиными». Детей же, которые родились от казака и пленницы называли «болдырями». Кстати, фамилии Бондыревы, Татаркины, Турчанкины и Тумины являются одними из самых распространенных на Дону.
Женитьба и развод на Кругу
В XVI и XVII веках Круг в юрте для казака значил всё или почти всё. Именно поэтому знатные отцы, которые хотели, чтобы их дочерей брали в жены достойные мужчины, требовали народного одобрения на Майдане – своего рода гарантии. Казак, давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание. Со временем эта традиция распространилась на все свадьбы.
«Будь моей женой», - говорил жених парень невесте. «Будь моим мужем», - отвечала она ему. Такое предложение делалось прилюдно – опять-таки на Кругу. Если же казаки решали, что «этому так и быть», появлялась новая семья. Там же на Кругу и разводили, впрочем, мужчине требовалось объяснить свой поступок и убедить людей в своей правоте. Обычно другой казак прикрывал женщину полой своего кафтана, дабы защитить её от бесчестия. В этом случае, женщина становилась его женой. Но не только мужчины были инициаторами развода, но и женщины. Если её муж оказывался «такой-сякой», то Круг становился на сторону казачки.
«Я возьму их на себя!»
Донская вольница несла в себе уникальный институт социальной самоорганизации. Уходя на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет. Касалось это не всех семей, а тех, чей союз одобрил Круг.
Например, в поселенье появляется гонец с плохой новостью, что на южные границы России напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полная мобилизация Войска Донского. В этом случае собирался Круг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Это означало, высшую степень опасности.
«Кто хочет быть повешенным, на кол посаженным или в смоле сваренным»? – вопрошал атаман. В ответ выходили добровольцы, знающие, что идут на верную смерть. В полной тишине они спрашивали у собравших: «Кто возьмет моих сирот и мою вдову на себя»? Обязательно находились казаки, которые прилюдно говорили клятву: «Я возьму их на себя». Так оно и было!
Красота – страшная сила
В XVIII столетье роль женщины в казачьих селениях резко возросла. Историк В.Д. Сухоруков связывает это с красотой казачек. Дело в том, в прошлые века казаки, как правило, брали в плен только видных девушек и женщин, чтобы не позориться. Смешения лучших представительниц самых разных этнических групп сказалось на красоте донских красавиц. «Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Все они любили наряды и румянились», - писал Сухоруков.
В то же время казачки славились сильным характером. Этнограф Г.В, Губарев так характеризовал их: «века постоянных тревог выработали в казачке бесстрашную решительность. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…».
Постепенно поговорка «женщину и коня держи в поводу» в казачестве потеряла первоначальный смысл. Видя перед собой решительную красавицу, казак вольно или невольно проникался к ней уважением.
День матери
В православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклонятся матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России. Впрочем, в день поздравляли всех казачек, как состоявших, так и будущих матерей. Это сказывалось и на выборе спутницы жизни.
В восемнадцатом веке браки казака с не казачкой практически не заключались, ибо это считалось большим позором. Если же донец брал в жену хохлушку или русачку, то над ним насмехались до старости. Одновременно традиции запрещали жениться на девушке, ближе семи степеней родства. Запрет распространялся также на женитьбу с детьми крестных родителей. Дело в том, что кума и кум приравнивались к кровной родне, как, впрочем, у всех православных. Было еще одно строгое правило: жених обязательно должен быть старше невесты.
Мальчики и образование
Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было мало, поэтому они всегда были любимцами. Поскольку жизнь казака была полна опасностей, родители соблюдали все обычаи. Например, когда у малыша прирезывался первый зуб, заказывали молебен Иоанну Воину. Согласно другой традиции, первый раз мальчика стригли, когда ему исполнялся год, а второй раз – в семь лет, что означало, что закончилось детство. С этого возраста он учился метко стрелять, а с десяти лет – рубить шашкой. Впрочем, уже с 3-х лет казачонок уже садился на коня. Примерно в это время отмечали его личный праздник первых штанов-шароваров. С весны до осени мальчишки проводили время со своими дедами, как правило, на бахчах или при стадах или табунах. Там и осваивалась наука драться и воевать. В 14-ть лет казачонок обязан был броском камня подбить высоко и быстро летящую птицу.
Но самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. Студентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. Если не было возможности учиться в школе, обязательно занимались дома. Например, Якова Бакланова, будущего героя Кавказкой Войны, во время похода в Крым учил отец. Уж в семилетнем возрасте мальчик был образован на уровне школяров, а также знал молдавский и турецкий языки. По возвращению из похода, соседские мальчишки принесли книгу. Увидев, как он бойко читает, они его приняли в свой круг, иначе – могли и побить.
Фуражка донышком вверх
По-другому воспитывали девочек. Был такой обычай, что первый раз дочку купала вся женская половина семьи – «смывали с неё заботы», чтобы жизнь было счастливой. При этом отец должен был съесть пересоленную кашу и не разу не сморщиться. Особо празднично отмечали первый шаг девочки, одаривая её подарками. Уже с пяти лет её приучали нянчиться с младшими братьями и сестрами.
Для девушки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. Специально их этому не учили, но на праздниках рядом с взрослыми женщинами разрешали танцевать и подпевать. Когда приходило время думать о семье, дед дарил девушке серебреное колечко, тем самым давал знать, что его внучка «не дитя».
Кстати, на Дону никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. Обычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке. Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь все зависело от невесты. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему её мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов.
Очень, очень давно предки их, староверы, бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами на гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни.
Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев… Ещё до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами… Влияние России выражается только с невыгодной стороны стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там.
Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защитить его станицу, но которй закурил табаком его хату.
Он уважает горца-врага, но презирает чуждого для него и угнетателя солдата. Собственно русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо… Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются или крадутся у них же. Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка…
Вино у казаков у всех своё и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество…
(Л. Н. Толстой. «Казаки».)
Чеченцы — народ, обитающий в северо-восточном углу Кавказа, в области между течением реки Терека и Боковым хребтом.
Область, населенная чеченцами носит общее название Чечни и делится на Большую и Малую Чечню. К востоку от р. Гойты (приток Сунжи) расположена Большая Чечня, преимущественно гористая страна; на западе лежит равнинная Малая Чечня.
Чеченская народность заключает в себе несколько разноименных племен. Главнейшие из них: ингуши, или галгай (см. ингуши), живущие в районе Владикавказа, и цова-тушины, или бацбии, обитающие на сев. склоне Главного Кавказского хребта; по рр. Ассе и Сунже жили карабулаки, почти целиком выселившиеся в Турцию после покорения русскими Кавказа.
Название «чеченцы» дано этому народу русскими в ХVII в. Это название происходит от аула Большой Чечен на р. Аргуне, где были сосредоточены главные военные силы чеченцев во время войны против русских. Ближайшие соседи называют чеченцев мисджегами (лезгины и кумыки), или кистами (грузины). Сами себя чеченцы именуют “нахчи” или “нахчуо”. Это название происходит от урочища Нашах — места первоначального расселения чеченцев. Термин же «чеченец» среди них не распространен.
Исторические предания чеченцев не дают определенной и общей картины происхождения чеченского народа. Нет основания считать чеченцев выходцами из Сирии или Аравии, как об этом повествуют предания. Нужно думать скорее, что легенды возникли позднее, в связи с проникновением, вместе с магометанством, арабской письменности и культурного влияния. Вероятно, именно эти обстоятельства и побуждали чеченцев приписывать себе родственную связь с арабами.
В настоящее время чеченцев принято считать принадлежащими к яфетической группе народов (центральные материковые яфетиды Северного Кавказа), составляющих коренной слой населения Кавказа. Обстоятельства появления чеченцев в области их теперешнего расселения — неизвестны. В ХVI в. часть их поселяется на плоскости, где ведет постоянную борьбу с ногайцами, кумыками, кабардинцами и др. соседями. В русских исторических актах имя «чеченец» встречается впервые в 1708 г. в договоре, заключенном между калмыцким ханом Аюком и астраханским губернатором Апраксиным.
До 1840 г. между чеченцами и русскими существовали более или менее мирные отношения. В 1840 г., раздраженные русским требованием о сдачи оружия, чеченцы становятся на сторону Шамиля и ведут ожесточенную борьбу с русскими. В 1859 г., после падения крепости Ведено, Чечня внешне подчиняется России. При этом некоторая часть чеченцев, не желая мириться с таким положением вещей, эмигрирует в Турцию; часть же, по распоряжению царского правительства, выселяется на плоскость…
Во время гражданской войны 1919-21 гг. чеченцы скоро переходят на сторону революционных войск и ведут борьбу с белыми. В 1922 г., по окончании гражданской войны на Кавказе, Чечня входит в состав Горской автономной республики. В 1922 г. Чечня выделяется в самостоятельную автономную область с центром в г. Грозном.
По переп. 1926 г., в Чеченской авт. об. 291.259 (149.250 муж. и 142.009 жен.) чеченцев, а во всем Сев.-Кавк. крае — лишь немногим больше (296.282).
В антропологическом отношении чеченцы представляют собой смешанный тип. Цвет волос колеблется от черного до темнорусого, цвет глаз от черного до голубого и светлозеленого. Чеченцы отличаются наибольшей долихоцефалией1 среди народов Кавказа… Рост чеченца высокий, сложение стройное, женщины отличаются красотой. Главное занятие чеченца на плоскости — земледелие. Сеют преимущественно кукурузу, в меньшем количестве пшеницу и, наконец, еще меньше просо и ячмень.
Скотоводство занимает второе место в чеченском хозяйстве (преимущественно в горах). Разводят, главным образом, крупный рогатый, а отчасти и мелкий скот.
Кустарные промыслы не имеют особого значения. Более или менее развиты бурочное, гончарное и черепично-кирпичное производства.
Живут чеченцы довольно большими селениями. У плоскостных чеченцев дома европейского типа, турлучные, выбеленные. У горных чеченцев примитивные каменные дома-сакли. В таких домах окна не имеют рам, и они заменяются особыми соломенными щитами; для отопления служит очаг. Главная комната в доме — кунацкая, где сосредоточены лучшие предметы обстановки: ковры, подушки и т.д.
Мужчины проводят там большую часть времени, в то время как женщины преимущественно находятся во внутренней половине дома. Обычная пища чеченца — кукурузная каша и лепешки, пшеничная похлебка и сыр из овечьего молока. Одежда чеченцев-мужчин состоит из черкески желтого или серого цвета, бешмета и чувяк из мягкой кожи на ногах. Вообще на одежду чеченцы обращают мало внимания, заботясь, главным образом, о красоте оружия. На голове зимой носят меховую папаху, а летом войлочную шляпу с широкими полями. Женщины носят длинные прямые платья, затянутые на талии чеканным поясом.
Общественный быт чеченцев отличался от быта большинства кавказских народов тем, что был построен на всеобщем равенстве и отсутствии сословного деления. “Мы все уздени” — гордо говорили о себе чеченцы, желая этим сказать, что они все свободные люди. Единственное исключение представляли военнопленные; они делились на лаев и ясиров; первые навсегда оставались рабами, последние же могли с течением времени получить свободу…
Общественные дела обсуждались на общественных собраниях, причем решающий голос принадлежал старшим в роде. Родовой быт вообще глубоко проник в уклад чеченской жизни. Родовая или кровная месть существует и поныне. Советская власть энергично борется с этим явлением. В семье первенство принадлежало мужчинам… Мужчины за долгие годы боевой жизни, полной приключений, вырабатывали в себе неукротимую храбрость и отвагу, но не приобретали никакой привычки к труду.
По религии чеченцы в настоящее время магометан-сунниты… Ислам проник в Чечню в конце ХVII в., под влиянием сношений с кумыками. С тех пор он становится господствующей религией. Вместе с тем до последнего времени сохранились пережитки первоначального язычества. В частности, в значительной степени сохранился культ очага, или огня: так, невесту в доме мужа прежде всего подводят к очагу; убийца, вбежав в дом убитого и схватившись за надочажную цепь, становится неприкосновенным…
В дореволюционное время образование чеченцев стояло на чрезвычайно низком уровне.
По переп. 1897 г., грамотных мужчин было 4,3 %, женщин — 0,1 %, причем в Чечне существовали, главным образом арабские религиозные школы, собственной же письменности чеченцы не имели. В настоящее время при советской власти создан чеченский алфавит на арабской основе. Издается чеченская газета и популярная литература на чеченском языке, имеется ряд школ, в том числе и женские.
Ингуши — близко родственный чеченцам народ, принадлежащий вместе с ними к восточно-кавказской группе народов. Они занимали пространство от р. Фартанги на востоке до верхнего течения Терека на западе и от Главного Кавказского хребта на юге до Кабардинско-Сунженского хребта на севере.
Более северные плоскостные части этой области были заняты ими, впрочем, сравнительно поздно, почти одновременно с появлением здесь русских; раньше же они занимали лишь более южные горные районы. Русское подданство они приняли номинально еще в 1769 г., но фактически долгое время оставались совершенно независимыми и неоднократно сражались против русских. По своим обычаям и быту они мало отличаются от чеченцев.
( Энц. словарь. (Рус. библ. инс-т Гранат), т. 48. М., 1928г.)