Первую высадку российские десантники совершили в 1930 году – это произошло во время учений Красной Армии под Воронежем. С годами у бойцов ВДВ сложились чёткие представления о том, чего не надо делать перед прыжком, чтобы благополучно долететь до земли. В конце концов, все десантники помнят фразу: «В ВДВ нет здоровых и больных – есть живые и мёртвые».
Запреты
Писаные и неписаные правила подготовки к прыжку в «Войсках дяди Васи» предусматривают ряд запретов. Один из самых главных касается алкоголя. Хотя среди «голубых беретов» и бытует мнение, что десантник обязан быть «слегка пьян», напиваться перед прыжком, разумеется, нельзя. В этом случае бойца не только не допустят в самолёт, но и последуют дисциплинарные взыскания. Спиртные напитки смертельно опасны для любого парашютиста, так как одурманенный мозг может не успеть сориентироваться в случае нештатной ситуации.
С момента погрузки в самолёт от десантников требуется стопроцентное владение собой и спокойствие. Поэтому в день прыжка воин в тельняшке не станет ссориться и ругаться с кем бы то ни было. Непосредственно на борту десантники стремятся не делать лишних движений.
И, разумеется, десантник не станет прыгать, не проверив досконально снаряжение и не повторив в уме полученные инструкции по высадке.
Суеверия и приметы
Если соблюдение вышеназванных правил продиктовано рациональными причинами, то многие распространённые среди десантников традиции логически необъяснимы. Большое количество суеверий зародилось ещё в гражданском парашютном спорте. Другие запреты, по-видимому, характерны только для субкультуры ВДВ.
Общеизвестно, что «на войне атеистов не бывает». Всевозможные приметы, возникающие в боевых коллективах, учёные считают проявлением специфической военной религиозности, уходящей корнями в языческую эпоху.
«Рядом с искренней религиозностью в военной среде нередко мирно сосуществует множество суеверий, что заставляет рассматривать их как особенность, неотъемлемо присущую воинской субкультуре», - отмечает кандидат педагогических наук Сергей Зверев в статье «Суеверия как компонент воинской субкультуры».
Нередко у бойцов возникают индивидуальные ритуалы, которые затем перенимаются их сослуживцами. Суеверия в ВДВ распространены в разной степени – есть такие части, где о них даже не слышали.
Например, утверждают, что перед прыжком нельзя фотографироваться – согласно поверью, такой снимок пойдёт «на памятник», т.е. щёлчок фотоаппарата предвещает гибель при прыжке. Это развитие давнего народного суеверия о том, что нельзя фотографироваться накануне дальней поездки. На практике запрет многими нарушался, поскольку снимок с парашютом за плечами – лучший подарок, который можно отправить в письме родным или любимой девушке. И хотя в тысячах случаев ничего страшного при фотографировании не произошло, некоторые десантники рьяно соблюдают эту примету по сей день.
Десантники остерегаются перед прыжком употреблять слово «последний», заменяя его в речи на слово «крайний». Считается, что неосторожным высказыванием можно накликать на себя беду. Данную примету парашютисты переняли у лётчиков, а те, в свою очередь, у моряков. Примечательно, что многие прошедшие службу в ВДВ раздражаются, когда слово «последний» заменяют на «крайний» в гражданской жизни, например, пассажиры в автобусе. С точки зрения десантника «гражданские» ничем не рискуют.
Многие десантники, включая офицеров, вспоминают, что наотрез отказывались стричься и бриться перед прыжком. Также накануне высадки нельзя было чистить автомат Калашникова и подшивать воротничок. Такая приверженность порядку трактовалась как символическая «готовность» к переходу в загробный мир.
Перед прыжком десантники стараются не снимать талисманы – таковыми могут быть фотографии матери или возлюбленной, пули или патроны, а также шпильки от парашютных приборов. Трепетно относятся бойцы ВДВ и к своим голубым беретам, считая, что их нельзя оставлять на земле. Даже если прыжок совершается в шлеме, берет обязательно кладут за пазуху.