02/02/20
Главный туркменский канал: почему Берия остановил сталинскую «стройку века»

После смерти Сталина многие начатые им грандиозные стройки были прекращены по воле Лаврентия Берии. Одним из таких незавершённых проектов стал Главный туркменский канал, который, по задумке «отца народов», должен был превратить пустыню Каракумы в «рай на земле».

Обводнение пустыни

Большая часть Туркмении с древности представляла собой пустынную и степную территорию, пригодную лишь для кочевого скотоводства. Однако совсем рядом протекала река Амурдарья, способная преобразить туркменский пейзаж. Экспедицию для изучения возможности поворота реки в долину Узбой, где существовало высохшее русло, снарядил ещё Петр I в 1717 году. Однако конкретные шаги к осуществлению этого плана были предприняты только в советское время. Впервые СНК СССР рассмотрел вопрос о пропуске вод Амударьи в западную Туркмению в 1932 году. Но лишь после Великой Отечественной войны дело сдвинулось с мёртвой точки.

По задумке разработчиков – специалистов «Средазгипровода СССР», канал должен был пройти через всю территорию Туркменской ССР – от мыса Тахиа-Таш в низовьях Амурдарьи до самого Каспия (район Красноводска). По протяжённости он должен был стать вторым каналом в мире – до 1957 года предстояло вырыть 1 100 километров. Канал рассматривался как транспортная артерия, которая через Каспийское море соединит Среднюю Азию с европейской частью Советского Союза. Кроме того, он должен был дать импульс появлению в Туркмении новых посёлков и промышленных предприятий.

«Главный туркменский канал обеспечит орошение и сельскохозяйственное освоение 1 300 000 гектаров новых земель в целях развития главным образом хлопководства. А также обводнение до 7 млн гектаров пастбищ пустыни Каракумы», – утверждалось в одном из официальных буклетов.

С 1950-го по 1953-й год «великая стройка коммунизма» сопровождалась шумной пропагандистской кампанией. Проект преподносили народу как «воплощение сталинского плана преобразования природы».

«Великая стройка» и её финал

Осенью 1950 года Совет министров СССР учредил для строительства канала «Средазгипрострой» (САГС) МВД СССР с временной базой в Ургенче. Однако с самого начала организация проекта была поставлена из рук вон плохо.

«Штат отдела материально-технического снабжения состоял всего из 8 человек – и это при наличии 9 крупнейших баз и 40 материально ответственных лиц в разных городах. Трудности транспортировки, удалённость стройплощадок от баз снабжения, почти полное отсутствие учёта поступающих грузов – всё это создавало идеальные условия для порчи имущества, его потерь и хищений», – пишет исследователь из Узбекистана Арустан Жолдасов.

По большому счёту, до весны 1953 года велась лишь подготовка к сооружению канала – оборудовались стройплощадки и базы материально-технического снабжения. 1 января 1953 года на работах числилось 10 тысяч заключённых и 7 тысяч свободных граждан.

Зеки успели построить 2 небольших участка канала, но после смерти Сталина Лаврентий Берия приказал заморозить стройку. Затем она и вовсе была прекращена. «Партия и правительство решили, что строительство канала нецелесообразно, и даже консервация уже вложенных громадных средств выгоднее его продолжения», – отмечает Жолдасов.

Практически неокупившиеся затраты на сооружение канала составили 21 млрд рублей. Добавим, что аналогичная участь постигла и другие «великие стройки» Сталина, основанные на использовании рабского труда заключённых. По-видимому, Лаврентий Берия понимал, что шатаемый постоянными бунтами ГУЛАГ уже не способен обеспечить выполнение планов. Кроме того, есть версия, что сворачиванием расходов Берия собирался укрепить советский бюджет и повысить тем самым личную популярность в народе.

«Маленков и Берия явно хотели облегчить бремя крестьянина, децентрализовать управление экономикой, проводить более либеральную политику», – считает писатель Леонид Млечин.

Не последнюю роль сыграл неудачный маршрут канала – долина Узбоя является крайне малонаселённой зоной. При Хрущёве в Туркмении началось сооружение более целесообразного Каракумского канала, который был окончательно построен в 1988 году.