13/12/25

«Голова монгола» в Кунсткамере: самый мистический экспонат

Музейные залы, хранящие древности со всего света, — это не только кладезь знаний. Порой они становятся убежищем для предметов с тёмной, мистической историей. Одним из таких артефактов-изгоев является экспонат из коллекции основанной Петром I Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Речь идёт не о метафоре, а о самой настоящей «Голове монгола» — человеческой голове, заспиртованной в стеклянном колпаке. Её история — мрачный сплав политики, суеверий и череды трагедий.

«Непобедимый» лама и операция ЧК

Владельцем этой головы был Джа-лама — одна из самых загадочных фигур Монголии начала XX века. Борец с китайским владычеством, он объявил себя земным воплощением Махакалы, гневного буддийского божества-защитника. Простые кочевники верили в его сверхъестественную силу и неуязвимость. Легенды гласили, что после штурма крепости он вытряхнул из-за пазухи сплющенные пули, заявив, что они его «не берут».

Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи

Этой мистической репутации не поверили советские чекисты, для которых Джа-лама стал помехой в установлении контроля над регионом. В 1922 году была проведена спецоперация по его ликвидации. Она увенчалась успехом. Чтобы окончательно сокрушить авторитет «божества», его голову отсекли и насадили на пику для устрашения местного населения.

«Белая голова» и её проклятие

Однако план провалился. Монголы, которых силой заставляли смотреть на трофей, прозвали его «белой головой» и панически боялись. Местное население искренне верило, что встреча с головой Джа-ламы сулит беду. Чтобы сохранить «наглядное пособие», её засолили и прокоптили, отчего на коже выступили кристаллы соли. Но страшнее был ореол проклятия, которым она мгновенно обросла.

Вскоре после казни Джа-ламы скоропостижно скончался лидер монгольской революции Сухэ-Батор, первым увидевший голову на пике. В 1937 году монголовед Владимир Казакевич, рискуя, вывез артефакт в Ленинград для изучения. В том же году его арестовали и расстреляли. Голова же обрела покой — если это слово тут уместно — в формалине Кунсткамеры.

Тихий ужас в музейной витрине

Впоследствии все кто, так или иначе, сталкивался с головой злополучного ламы, ждали крупные неприятности и бедствия. При этом сама голова мирно покоилась в формалине в кунсткамере Санкт-Петербурга. Тем не менее, посетители музея почему-то инстинктивно обходили ее стороной, стараясь не смотреть на жуткий экспонат. Сегодня «голова монгола» все также находится в кунсткамере Санкт-Петербурга, но смотреть на нее никому не советуем.