09/08/21

«Голубая дивизия»: зачем испанцы ехали воевать с СССР

Испанская «голубая дивизия» — одно из самых известных инонациональных соединений вермахта. О ней вспоминают, когда речь заходит о том, что на Гитлера воевала вся Европа.

Мнения о её действиях на Восточном фронте крайне противоречивы. Одни авторы рассказывают о её храбрости и стойкости, особенно во время операции по прорыву Блокады Ленинграда, другие, наоборот, пишут о том, что немцы к испанцам относились презрительно, считая их неспособными воевать успешно. Кто-то упоминает о зверствах испанцев по отношению к пленным, а кто-то утверждает, что они спасли крест новгородского храма Святой Софии. Понятно, что в каждом случае факты подбираются в зависимости от политических взглядов автора.

Крестовый поход против коммунизма

Формирование добровольческой дивизии для отправки на Восточный фронт было для генерала Франко неким компромиссом между желанием принять участие в войне, но сохранить при этом нейтралитет.

В связи с чем и была сформирована добровольческая дивизия, именовавшаяся «голубой» (División Azul). Немцы же первоначально именовали её соединением испанских добровольцев (Einheit spanischer Freiwilliger), а позже она была переименована в 250-ю пехотную дивизию. Иногда «голубую дивизию» почему-то относят к соединениям СС, но это совершенно неправильно. После того, как дивизия была официально отозвана с Восточного фронта, часть испанцев (не менее 2000 человек) изъявила желание продолжать боевые действия в качестве добровольцев. Из них был сформирован «Испанский добровольческий легион» или «Голубой легион», сражавшийся в составе 121-й пехотной дивизии. Когда расформировали и легион, испанцы стали сражаться в разных частях вермахта. Из них 140 человек было в 28-й дивизии СС «Валлония», а позже они состояли в 11-й дивизии СС «Норланд». Много испанцев было в 33-й дивизии СС «Шарлемань», которая хоть и считалась французской, но французов в ней было крайне мало.

Интересно, что посланцы Франко принимали присягу не на верность Фюреру, как остальные, кто служил в вермахте, а клялись бороться против коммунизма.

Желающих служить в дивизии было намного больше, чем требовалось, и причин тут было немало. Во-первых, после гражданской войны у многих осталась ненависть к коммунистам вообще и к русским в частности. Во-вторых, за службу платило и испанское правительство, и немецкое командование, и платило немало. В стране с массовой безработицей это было весомым фактором. Была и ещё одна интересная категория добровольцев: бывшие республиканцы, которые планировали сразу же дезертировать и перейти на сторону СССР, что они и сделали.

«Приключения» испанцев в России

На фронт «Голубая дивизия» попала в октябре 1941 года и действовала в районе Новгорода. Участок испанцам достался не самый ключевой и опасный, поскольку командование вермахта не очень высоко оценивало их боеспособность. Кроме того, они не без оснований считались политически ненадёжными: сразу по прибытии на фронт почти сотня испанцев перебежала на сторону Красной Армии.

В «Дневниковых заметках...» командующего группой армий «Север», Вильгельма Лееба, за 1941 год, есть несколько упоминаний об испанцах: «Испанская 250-я дивизия удерживает свои позиции, так как пока не подверглась ожесточенным атакам. Но если это произойдет, то вопрос станет открытым.»

«Командир 38-го корпуса считает безотлагательным отвод 250-й испанской дивизии, не готовой воевать в условиях русской зимы. Командир этой дивизии не ручается за ее боеспособность».

«250-я (испанская) дивизия не в состоянии удерживать столь широкий участок обороны, даже с учетом того, что каждый ее солдат выделяется своей храбростью. Солдаты сильно страдают от холода.»

«250-я (испанская) пехотная дивизия отразила мощную атаку двух полков противника, пытавшихся преодолеть Волхов. Другие, более мелкие атаки были также успешно отражены.»

Из этих записей видно, как менялось отношение немецкого командования к испанцам.

Летом 1942 года 250-ю дивизию перебросили под Ленинград в район Колпино. Активные действия на её участке не велись, хотя боестолкновения были постоянными, поскольку советское командование исходило из того, что нельзя давать противнику возможность отдохнуть.

«Голубой дивизии» пришлось принять участие лишь в одной крупной операции: она обороняла Красный Бор при наступлении на него советских войск в феврале 1943 года. Для Красной Армии это наступление закончилось неудачно: только за февраль было потеряно 26 353 человека. Потери 50-го армейского корпуса вермахта составили около 6 тысяч человек, из них 2 952 человека потеряла 250-я дивизия.

У разных историков есть разные версии того, насколько успешно сражались испанцы в районе Красного Бора.

Испанцы сдерживали советское наступление

Одну из наиболее распространенных версий сражения у Красного Бора озвучил испанский историк Карлос Хурадо. По его словам, около 5 900 испанцев сражались против 44 тысяч красноармейцев, потеряли 3 200 человек, но не только сдержали атаки советских войск, но и сами успешно контратаковали. В результате их действий погибло свыше 10 тысяч советских солдат.

Согласно более достоверной версии, испанцев было около четырех с половиной тысяч, их атаковали на фронте в 6 км четыре советских дивизии при поддержке двух танковых полков, но оборону прорвать не смогли.

Численность дивизии в 4,5 тыс. человек не должна удивлять, другие дивизии вермахта были такого же размера, но остальные данные требуют уточнения.

Как испанцы обороняли Красный Бор

Подробно эта операция описана в работе Вячеслава Мосунова, которая так и называется «Красноборская операция. Февраль 1943».

250-я дивизия имела статус «умеренно готовой к наступлению», что немало: во всей группе армий «Север» только 6 из 23 дивизий имели столь высокий статус. Участок обороны испанцев был усилен полком 215-й пехотной дивизии и противотанковыми средствами, включая самоходные установки и танки «Тигр»

Удар по испанцам наносила 63-я гвардейская стрелковая дивизия, усиленная восемью артиллерийскими и двумя танковыми (32 танка КВ и 9 Т-37) полками. К 12.00 гвардейцы ворвались на передовые позиции противника, а в 17.00, разгромив основные силы испанцев, вышли к поселку Красный Бор. Согласно журналу боевых действий 50-го армейского корпуса испанские солдаты обратились в бегство уже через час после начала советского наступления. Немцам пришлось спешно подтягивать все возможные резервы. В дальнейшем вермахту удалось остановить советское наступление, но 250-я дивизия в этом уже не принимала участия.

Остальное время своего пребывания на Восточном фронте «голубая дивизия» находилась на одном из наиболее спокойных участков фронта в районе Слуцка.

Стоит заметить, что из общих потерь дивизии в 23 820 человек, почти треть (9 400 бойцов) выбыла из-за болезней и обморожения.