Советские грузовики ЗИЛ — привычный символ эпохи, работавший на стройках и предприятиях. Однако среди них существовала уникальная модификация, которую редко видели и почти не знали. Низкопрофильный, широкий и необычайно быстрый грузовик резко контрастировал с обычной техникой. За свой специфический внешний вид он получил в народе прозвище «Чебурашка».
Рождение городской легенды
С момента своего появления на улицах Москвы в 1960-х годах этот ЗИЛ сразу стал объектом слухов. Его нестандартная конструкция порождала самые фантастические гипотезы. Наиболее популярной была версия, что авто применялось для перевозки секретных грузов по системе подземных правительственных трасс.
Также ходили слухи, что эту модификацию ЗИЛа использовании в качестве броневика для подразделений спецназа. Это якобы подтверждалось закрытым кузовом и откидными бортами для быстрой высадки десанта.
В любом случае, главным аргументом в пользу «секретности» была невероятная для грузового автомобиля скорость. Он с лёгкостью развивал свыше 100 км/ч, что вызывало изумление у водителей обычных автомобилей.
Элитный автозаправщик
В действительности предназначение машины было куда более прозаическим, но оттого не менее интересным. «Чебурашка» был создан для решения конкретной логистической задачи — обеспечения топливом правительственных лимузинов.
С появлением представительских автомобилей ЗИС-110 возникла неожиданная проблема: они требовали высокооктановый бензин А-72, в то время как основная часть автопарка страны использовала более дешёвый А-66. Дефицитное топливо было сложно найти даже в Москве, не говоря уже о поездках руководства в другие города.
Для сопровождения лимузинов на испытаниях и в рабочих поездках потребовался мобильный заправщик. Но обычный бензовоз не мог угнаться за скоростными ЗИСами. Инженерам было поручено создать автомобиль, способный поддерживать высокую скорость в колонне.
Технически «Чебурашка» был гибридом. За основу брали шасси от ЗИС-115, на которое устанавливали кабину от ЗИЛ-157 и специальный деревянный кузов. Такая конструкция позволяла машине разгоняться до 140 км/ч.
Автозаправщик постоянно модернизировался. В 1980 году его оснастили 300-сильным двигателем и кабиной от армейского ЗИЛ-131. Это повысило его максимальную скорость до рекордных для грузовика 170 км/ч.
Важно отметить, что «Чебурашки» не были серийной продукцией. Каждый экземпляр собирался индивидуально и, в соответствии со своим статусом, обладал комфортабельным салоном.
Закат проекта
В 1990-е годы, в период экономического кризиса, завод ЗИЛ предпринял попытку коммерциализировать уникальную разработку. Однако расчёты показали, что даже в упрощённом виде грузовик оставался слишком дорогим для массового рынка. Одновременно с этим государственные заказы на подобную технику прекратились, что и предопределило судьбу проекта. Выпуск легендарного «гоночного» бензовоза был окончательно остановлен.

