25/12/21

Город-морг: как Красная Армия спасла Берлин после победы в Великой Отечественной

За две недели ожесточенных сражений Берлин превратился в «город мертвых». Были уничтожены водопровод и канализация. Нарушено электро- и газоснабжение. Магазины, аптеки, школы, больницы превратились в руины. Улицы были усыпаны трупами людей и животных. Оставшимся в живых берлинцам грозила смерть от голода или эпидемии. Но спасение пришло от тех, на кого меньше всего рассчитывали испуганные немцы. От советских красноармейцев.

Реанимация здравоохранения

Свидетельств о работе, которую проделала Красная Армия для спасения гражданского населения Берлина, сохранилось немного. Оценить сделанное в первые месяцы после захвата Берлина помогают архивные документы. Часть из них опубликована советско-российским историком Львом Безыменским в книге «Человек за спиной Гитлера».

2 мая 1945 года коменданты берлинских районов получили приказ № 1. Он был направлен на нормализацию работы медучреждений и предотвращение эпидемий в Берлине. Коменданты обязаны были в кратчайшие сроки восстановить деятельность больниц и аптек. Обеспечить их работников продуктами, водой и топливом. Пенсионеров и недееспособных расселить по квартирам, в которых остались пригодные для жизни бытовые условия.

Реанимировать систему здравоохранения в Берлине санитарно-медицинские подразделения Красной Армии сумели буквально за месяц. В городе заработало больше сотни больниц и поликлиник. К началу июня прием велся в 94 больницах для взрослых и в шести для детей. Возобновили частую практику 11 клиник.

Во всех районах города открылись аптеки. Всего восстановленная аптечная сеть включала 180 точек. Каждую оперативно обеспечили трофейными медикаментами. Сотрудники 10 станций «скорой помощи» начали выезжать на вызовы, в том числе к роженицам. На предоставленном Красной Армией трофейном транспорте их отправляли в любой из 12 заработавших роддомов.

Предотвращение эпидемии

В том же первом приказе комендантам вменялось в срочном порядке выявить и изолировать в специальных стационарах всех инфекционных больных. А также провести разведку и реализовать противоэпидемиологические мероприятия в обнаруженных очагах заражения. И немедленно (!) очистить улицы от трупов и нечистот.

С этой задачей красноармейцы санслужб 1-го Белорусского фронта тоже справились. За месяц только из центра Берлина убрали и захоронили 6 тысяч тел. Большинство погибших были военными. К 20-м числам мая вывезли из города и зарыли больше 2 тысяч трупов лошадей.

Поставки с фронта, из резервов и немецких ферм

Чтобы накормить голодных берлинцев, с Белорусских и Украинского фронтов в город направили 104 тысячи тонн зерна, 18 тысяч тонн мяса, 6 тысяч тонн сахара. Из фронтовых ресурсов дополнительно выделили и отправили в Берлин 4 тысячи тонн соли, 300 тонн суррогатного и 50 тонн натурального кофе, 50 тысяч тонн картофеля. Поставленных продуктов должно было хватить жителям Берлина на 5 месяцев.
В дальнейшем красноармейцы должны были обнаружить и использовать местные источники продовольствия. Найти молочные и животноводческие фермы и договориться с их владельцами о поставках. А также восстановить разрушенные продзаводы и обеспечить разгрузку приходящих в Берлин эшелонов. Уже 18 мая 1945 года начальник тыла 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант Н. Антипенко доложил в Комитет Обороны лично А. Микояну о первых результатах «восстановления нормальной жизни в городе».

Детям – молоко

С первых дней советское руководство уделило внимание «детскому вопросу». В первом приказе генерал-майору Н.Серденко поручалось организовать для роддомов и акушерских отделений больниц поставки свежего коровьего молока. Его выделяли новорожденным, больным детям и малышам яслей. Была восстановлена работа молочной кухни, где родители могли взять питание для ребенка по рецепту врача.
В постановлении № 80 от 31 мая 1945 года определялись нормы и организация молочного снабжения. Молоко получали все маленькие берлинцы младше 8 лет. В докладе А. Микояну Н. Антипенко писал, что в населенных пунктах, расположенных в радиусе 40 км, обнаружены фермы. Они могут поставлять до 70 тысяч литров молока в сутки. Для обеспечения Берлина молоком к 15 июня также пригнали трофейное стадо из 5 тысяч коров, выделив охрану, погонщиков и корма на время перегона. Предварительно начальнику ветслужбы генерал-майору Н. Шпайеру поручалось организовать проверку каждого животного «на предмет благополучия».

Комендантам берлинских районов предлагалось мобилизовать местное население на сбор молока, восстановить молокоперерабатывающие предприятия, составить списки всех специалистов, ранее работавших в молочной промышленности. Для доставки молока с окрестных ферм на перерабатывающие заводы приказали использовать для начала транспорт населения. Кроме того, выделили заработавшему центральному молокозаводу Берлина 25 автомобилей ЗИС-5.

Снабжение продовольствием

11 мая 1945 года Военный совет 1-го Белорусского фронта издал постановление № 63. В нем давались распоряжения по снабжению жителей Берлина продовольствием. Уже с 15 мая каждый в день получал 400-500 граммов хлеба, 50 – крупы, 60 – мяса, 20 – сахара. В паек входили жиры (15 граммов), соль, картофель и другие овощи, молоко. Из расчета 50 и 20 граммов в день выдавался натуральный кофе и чай. Хлебные пайки раздавались ежедневно. Желающие могли получить установленную норму сразу за двое суток.

Открытие магазинов и торговых сетей

Из доклада Н. Антипенко можно сделать вывод о работе по восстановлению берлинской торговли. Из отчета начальника тыла следует, что с мая была налажена доставка фермерской продукции в торговые сети Берлина. На их восстановление во всех районах города было направлено 235 офицеров Красной Армии. Развозку продуктов по торговым точкам выполнял автополк, используя 825 машин и 50 прицепов.
Силами красноармейцев и мобилизованных немцев разгружались прибывающие в Берлин эшелоны с продовольствием. За 18 мая из привезенных на станцию 52 тысяч тонн картофеля было разгружено 17,5 тысяч тонн. За тот же день в торговые сети доставили 6 тысяч тонн. Картофель старались сделать «вторым хлебом» не только в России, но и в Германии. Объемы этого ценнейшего овоща приказывали наращивать. Ежедневные поставки в полторы тысячи тонн в середине мая планировали довести до 3 тысяч в день.

Доложить о результатах

О выполнении приказов исполнители на местах обязаны были докладывать Военному совету фронта раз в 5 дней. 21 июня Н. Антипенко рапортовал А. Микояну, что за первый месяц лета берлинцам выдано 8000 продовольственных карточек. Магазинов в городе достаточно. Снабжение такое, что очередей не возникает. Город исправно получает молоко (60-65 тысяч литров в день), в том числе с пригородных ферм. Мука и крупы тоже местные. Их производят на восстановленных городских предприятиях. Для дополнительной переработки зерна привлекли походную мельницу.

Из отчета следует, что к 20-м числам июня полностью завершена ликвидация всех очагов инфекций. Городские улицы целиком очищены от трупов. Обследованы водопроводные станции. Закрыты засоренные или зараженные источники воды. Обеспечен контроль продукции на консервно-колбасной фабрике Берлина.

Восстановление инфраструктуры

Усилиями Красной Армии к концу июня в Берлине был пущен общественный транспорт. Заработало метро. Было открыто 52 станции. По 40 км отремонтированных линий метрополитена пошли 16 поездов. На городские улицы вернулись трамваи. Они неспешно курсировали по 8 маршрутам общей протяженностью более 65 км. Было запущено 46 городских омнибусов.

Н. Антипенко сообщал, что работы по восстановлению газосетей «еще ведутся». Но к концу июня будет запущено 5 реанимированных газовых заводов, общая суточная производительность которых достигает 157 тысяч кубометров газа.
Зато городское электроснабжение восстановлено полностью. Электричество появилось в 33 тысячах жилых домов, на 50 станциях по обслуживанию канализации и водопровода. По ночам городские улицы освещают 3 тысячи фонарей. Не остались без света 4 городские бани и 7 общественных прачечных, 480 парикмахерских и более тысячи пекарен. Эти данные говорят не только о наличии электричества, но и о том, что в Берлине восстановили работу социально значимые объекты.

Уже с 16 мая заработал берлинский Центробанк. Благодаря усилиям Красной Армии в Берлине открылся Западный театр для любителей балета и Ренессанс-театр с комедийными постановками. Желающих начала приглашать на концерты симфонического оркестра городская филармония. 127 заработавших кинотеатров и 45 варьете ежедневно посещали 80-100 тысяч человек. Берлинцы начали понемногу возвращаться к нормальной жизни: подравнивать усы у знакомого брадобрея, ходить в баню, покупать пышные булки у радушного пекаря на углу. Даже в один из 50 заработавших ресторанов можно было сходить. Было бы настроение и деньги.