За проводимую политику министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко. его называли «господин нет».
«Нет» экономическим успехам США
Вскоре после окончания техникума Андрей Громыко поступил в Минский экономический институт. Уже в 1936 году будущий министр иностранных дел получил научную степень, защитив кандидатскую диссертацию по сельскому хозяйству США, и был направлен на работу в Институт экономики АН СССР в качестве старшего научного сотрудника. Призрак интереса к экономике Запада сопровождал Андрея Андреевича всю жизнь. В 1957 году вышла его книга «Экспорт американского капитала», в 1981 году Громыко опубликует очередную книгу «Экспансия доллара». Что же заставило Громыко сказать нет экономической науке? Он объяснял свою карьеру «стечением обстоятельств».
«Нет» блеску и изяществу
О стиле министра иностранных дел говорили все кому не лень. Лицо Громыко отличалось недовольным и мрачным выражением, а костюм предпочтением к серым оттенкам. Впрочем, даже незатейливость стиля вызывала у окружающего министра мира только уважение. Именно предпочтение в стиле и настроение стало поводом к очередному прозвищу Андрея Андреевича Громыко - «мрачный гром».
«Нет» товарищу Сталину
Карьера Громыко началась с легкой руки Сталина и Молотова. В 1939 году именно Молотов пригласил молодого Громыко в НКИД. А позже, благодаря аудиенции у товарища Сталина, Громыко был назначен послом СССР в Вашингтоне, участвовал в подготовке и проведении конференций «большой тройки». С 1947 году посол СССР представлял интересы советского государства в Совете Безопасности ООН. Однако в 1953 году Сталин расстался с Громыко. Расставание Сталина с Громыко стало окончательным, а вот возвращение «мрачного грома» в лоно внешней политики состоялось уже через год. В 1953 году, после смерти Сталина, вернувшийся Молотов вернул и своего помощника Громыко.
«Нет» вольнодумству
Громыко действительно смог ужиться с множеством политических деятелей - на период его министерства их приходится 4 или даже 5. Интересно, что на вопрос: «Были ли у вас враги?» в своем интервью экс министр ответил: «У меня всегда были два противника — время и невежество людей, которых
поднимали к вершине власти обстоятельства». Видимо, таково умение советских номенклатурщиков - не отвлекаться на сантименты к власть имущим. Лояльность Громыко к власти стала его визитной карточкой на целых 27 лет, умение «не разжимать челюстей, когда сказали» позволило ему стать министром в 1957 году.
«Нет» Джону Кеннеди
Американского президента Громыко ценил исключительно как журналиста и часто вспоминал о своей встрече с Кеннеди-корреспондентом в 1945 году. А вот о политике говорить не получалось. Не гибкая позиция Громыко привела к Карибскому кризису 1962 года, на авансцену вышел сам Хрущев, Громыко в это время был в изоляции. До сих пор не известно, почему министр иностранных дел не стал отвечать американскому президенту - что же там с Кубой и ракетами СССР.
«Нет» Перестройке
В марте 1985 году на заседании Политбюро Громыко боролся за М.С. Горбачева, благодаря усилиям министра иностранных дел СССР получил Генерального секретаря вместе с новым политическим курсом, вот только места для самого Громыко в новом государстве не оказалось. Позже «господин «нет» признавался, что время «перестройки» стало проигрышным для государства, а вспоминая о Горбачеве говорил: «Не по Сеньке оказалась шапка государева, не по Сеньке!»
«Нет» унынию
Из интервью: «Никогда нельзя унывать. Физически люди умирают, а духовно - никогда. Надо верить». Вот такой жизненный принцип.