После окончания Гражданской войны советское государство предоставило своим гражданам полную свободу передвижения. В этот период, в самом начале становления страны, отсутствовала система прописки, а удостоверением личности мог служить практически любой документ, выданный организацией: профсоюзная книжка, служебное удостоверение или партийный билет. Такой подход был обусловлен идеологией, согласно которой паспорт рассматривался как инструмент угнетения трудящихся. Ленин прямо заявлял, что паспорта являются средством эксплуатации, характерным для буржуазного общества. Однако уже к концу 1920-х годов ситуация начала кардинально меняться.
Переломный момент
Со сворачиванием НЭПа в 1928 году и началом строительства тоталитарного государства потребность в контроле над населением стала одной из ключевых задач. Власти стремились мобилизовать рабочую силу для индустриализации и реализации грандиозных экономических планов. Особую проблему представляли крестьяне, которые массово покидали деревни в условиях раскулачивания и коллективизации. Эти процессы привели к огромным миграционным потокам в города, что создавало хаос и затрудняло управление.
Для решения этой проблемы 27 декабря 1932 года был принят подзаконный акт ЦИК и Совнаркома СССР, согласно которому все граждане обязывались получить паспорта. В документ вносились данные о семейном положении, месте жительства и прописке. Последняя стала инструментом контроля, который позволял государству регламентировать перемещение граждан.
“Вторая категория” граждан
Однако исключением из общего правила выдачи паспортов стали колхозники. Им документы не выдавались, что фактически привязывало их к месту жительства. Колхозники могли покидать свои деревни только при наличии справки, выданной местным исполкомом. В противном случае их пребывание за пределами родного колхоза считалось нарушением паспортного режима.
При первой поимке нарушитель нес административную ответственность, но при повторном нарушении ему уже грозила уголовная ответственность. Например, в 1970-х годах штраф за подобное нарушение составлял 100 рублей, что было эквивалентно средней месячной зарплате городского рабочего. За повторное нарушение могли посадить на срок до двух лет.
Контролируемая миграция
Несмотря на ограничения, экономическое развитие страны требовало притока рабочей силы из деревни в города. Однако государство старалось изо всех сил четко регламентировать этот процесс. Колхозники могли переселяться в город только при наличии разрешения, которое выдавалось в виде справки установленного образца. После официального устройства на работу в городе бывший колхозник получал паспорт и становился полноценным горожанином и гражданином. Таким образом, миграция из деревни в город происходила под полным контролем государства и в соответствии с планами народного хозяйства.
Социальное неравенство
Тем не менее, фактическое создание двух категорий граждан — тех, кто имел паспорта, и тех, кто был лишен этого права, — вступало в явное противоречие с декларируемыми принципами равенства. Колхозники, буквально “прикрепленные” к своим деревням, негласно становились людьми второго сорта. Это противоречило не только целям строительства коммунизма, но и общей тенденции к либерализации общества.
К концу 1960-х годов ситуация начала постепенно меняться. Контролируемая миграция позволила значительной части бывших колхозников и их потомков перебраться в города, получить паспорта и стать частью городской рабочей силы. Уже в 1962 году численность городского населения в СССР превысила сельское. К моменту массовой выдачи паспортов колхозникам в начале 1970-х годов в деревнях проживало лишь около 40% населения страны.
Ну а к началу 1980-х паспорта получили даже жители самых забытых богом поселений.

