05/11/22

Группа «Альфа»: как в КГБ готовили самых крутых спецназовцев

Подразделение спецназа «Альфа» по праву называли одним из самых профессиональных не только в СССР, но и в мире. Прежде чем стать бойцом спецназа КГБ, претендент должен был показать определенные знания, обладать отменной физической подготовкой, и, кроме всего, удовлетворять морально-нравственным и психологическим критериям.

История

В июле 1974 года по распоряжению председателя КГБ Юрия Андропова было создано секретное подразделение в составе КГБ – Группа «А». Это была подготовка к Олимпиаде-80. Руководствовались тем, что не хотели повторения событий Олимпийских игр в Мюнхене.

Кроме борьбы с террористами, целью группы «Альфа» было решение военно-политических задач. В 1979 году «Альфа» штурмовала дворец Амина в Кабуле и это стало боевым крещением группы.

Спецподразделение «Альфа» стало элитой советской армии и спецслужб. Непосредственно группа подчинялась генсеку и руководству КГБ. Для того чтобы стать бойцом группы «А», необходимо было пройти жесточайший отбор. Попасть в эту службу мог исключительно сотрудник КГБ и у него обязательно должны были быть рекомендации от действующего или бывшего сотрудника спецслужб, а ещё лучше — сразу от нескольких. Кандидату, подавшему заявление на вступление в «Альфу», необходимо было обладать предельно «правильной» биографией. Личное дело кандидата тщательно проверялось: никаких взысканий, нарушений, приветствовались награды и поощрения.

Принимали в подразделение сотрудников не старше 30 лет. Исключение могли сделать кандидату имевшему боевой опыт, высокие награды. Следующий критерий – рост претендента. Он должен был быть не менее 175 см. Дело в том, что бронезащита «альфовцев» была внушительных размеров и при низком росте могла доставать до пяток.

Из воспоминаний ветерана группы Н. Калиткина следует, что попасть в «Альфу» без серьезной спортивной подготовки было затруднительно. В группе служили чемпионы СССР по боксу, бегу, тяжёлой атлетике, борьбе, лыжному спорту и другие.

После окончания отбора начиналось тестирование претендентов по физподготовке. Тестирование состояло из двух этапов: нормативы и рукопашный бой. Нормативы включали в себя дистанцию 3 км, на которую отводилось 10 минут 30 секунд, стометровку (12 секунд). Потом был перерыв и снова спортзал, где выполнялись подтягивания на перекладине и отжимания от пола.

За техникой выполнения упражнений следила комиссия. И если кандидат, по мнению комиссии, делал упражнения нечетко и с ошибками, то задание не засчитывалось. Более того — отдыха между упражнениями практически не было!

Далее следовал рукопашный бой. Соперником кандидата мог стать любой из сотрудников. Победа в данном случае была не обязательной. Прежде всего оценивали активность, хватку, упорство, стремление к победе, умение и желание бороться до конца в безнадежной ситуации. Если такая ситуация возникала.

Обследование у психолога — следующий этап в цепочке. Кандидат в группу «А» обязан был иметь железные нервы, быть стрессоустойчивым в любой ситуации. Комиссия психологов изучала его темперамент, характер. Далее шла проверка на полиграфе, с целью выявить то, о чем умолчал кандидат в своей биографии: аморальные наклонности, вредные привычки, отношение к алкоголю и наркотикам.

Личностные качества, которые имели большое значение — умение кандидата работать в коллективе и не бояться доверять другим людям. Служба в спецназе – исключительно групповой труд, где важна  взаимовыручка, уверенность в товарищах и доверие друг к другу.

Для бойцов группы «А» характерно чувство сплоченности и коллективности, способность без сомнений пойти на смертельный риск ради товарищей.

Последний этап – знакомство с родителями и семьями кандидата. Разговор всегда носил откровенный характер, без прикрас. Родственников посвящали в трудности службы в подразделении. Это делалось с одной целью – без разрешения родных кандидат не мог служить в группе «А». И они должны были знать, что это связанно с повышенным риском. Спецназ всегда находился в самых критических участках работы, жизнь бойцов подвергалась серьезной опасности. Лишь с письменного согласия родственников на службу, кандидат зачислялся в группу «А».