«Грязная, предательская свинья!»: на кого так кричал Геринг на суде в Нюрнберге

Эрих Юлиус Эберхард фон дем Бах-Зелевский относится к числу высокопоставленных нацистов, которым удалось избежать виселицы.

Член НСДАП с 1930 года, СС – с 1931, участник «Ночи длинных ножей». Под его непосредственным руководством в 1940 году был создан концентрационный лагерь Освенцим. В годы Великой Отечественной войны Бах-Зелевский возглавлял борьбу с партизанами на территории Белоруссии и России.

Как ни странно, но этот человек давал показания на Нюренбергском трибунале в качестве свидетеля, а не подсудимого.

Как Зелевский стал Бахом

Эрих Юлиус происходил из семьи кашубского поляка Зелевского. Когда началась Первая мировая, ему было 15 лет. Он пошел на фронт добровольцем, воевал исправно, имел награды за храбрость и нашивки за ранения. После войны поляк Зелевский увлекся политикой, и в 1930 году вступил в НСДАП, а затем и в СС. Карьеру он делал удивительно быстро: в 1931 году он получил звание штурмбаннфюрера СС, в 1932 – стал депутатом рейхстага, руководил абшнитом СС (территориальная структура), получил звание штандартенфюрера СС, затем – оберфюрера. В 1933 он уже бригадефюрер, а в 1934 – группенфюрер СС.

В 1939 году Эрих Юлиус отказался от родовой фамилии Зелевский и начал подписываться фон дем Бахом, видимо, польская фамилия в образ «истинного арийца» не очень вписывалась. Не отразился на карьере новоиспеченного фон дем Баха и тот факт, что его родная сестра вышла замуж за еврея. Другим такие «пятна» в биографии не сходили с рук, но Бах-Зелевский избежал каких-либо проблем.

Бах-Зелевский в войне с СССР

Когда гитлеровские войска вторглись на территорию нашей страны, Бах-Зелевский в звании обергруппенфюрера СС и генерала полиции возглавил борьбу с партизанами на территории Белоруссии и центральной России.

В 1941 году он занимался истреблением евреев в Минске и Риге, а к 1943 году, когда «еврейский вопрос» был в общих чертах «решен», на первый план выдвинулась необходимость борьбы с партизанами. Гиммлер для решения этой задачи применил политику, которую в Рейхе называли «бандитская борьба». Под командование Баха-Зелевского поступили формирования СС, созданные из отпетых уголовников и убийц (Bandenkampfverbende). В их задачи входила охрана дорог, контроль за сбором урожая, они же проводили карательные акции. В 1943 году на Волыни прошла широкомасштабная операция «Зейдлиц», которую возглавил Бах-Зелевский. Несмотря на то, что в распоряжении карателей были танки, самолеты и артиллерия, основной цели – покончить с партизанами в этом районе – Бах-Зелевский не добился. Зато были уничтожены десятки тысяч мирных жителей. В 1944 году Бах-Зелевский руководил подавлением восстания в Варшаве и так отличился, что был удостоен Рыцарского креста.

В общей сложности, на совести формирований, которыми руководил Зелевский, более 235 тысяч жизней гражданских лиц – в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в России и в Польше.

Бах-Зелевский на Нюренбергском трибунале

Избежать петли Зелевскому удалось благодаря удачному для него стечению обстоятельств. После мая 1945 года он сумел перебраться на территорию, оккупированную союзными войсками, и попытался скрыться из страны. Однако, в августе 1945 года его арестовала военная полиция США.

Чтобы избежать казни за военные преступления, Зелевский согласился дать показания против своих бывших соратников и начальников.

Из показаний Зелевского на Нюрнбергском трибунале складывалась следующая картина: целью нападения на СССР (Зелевский говорил «на Россию») было уничтожение славянского населения. При этом свидетель ссылался на речь Генриха Гиммлера, произнесенную еще до войны: «Гиммлер говорил тогда, что целью похода на Россию является сокращение числа славян на 30 миллионов человек». Именно этим, по мнению Зелевского, объяснялись методы борьбы с партизанским движением, принятые в Рейхе. Он показывал, что не существовало точного определения слова «партизан», что не существовало никакого наказания для немецких солдат за преступления против гражданского населения, что никто и никогда не определял меры, к каким можно прибегать для борьбы с партизанами, и вследствие всего этого командиры подразделений были вольны сами определять методы, применяемые к жителям деревень, заподозренных в связях с партизанами.

Зелевский показал также, что карательные акции проводились, преимущественно, войсками вермахта, поскольку части СС были довольно малочисленны. Сняв, таким образом, с себя большую часть вины (как руководитель подразделений СС, сам он не вправе был отдавать приказания офицерам и солдатам вермахта), Бах-Зелевский вызвал бешеный гнев, почти истерику Геринга. Рейхминистр авиации и рейхсмаршал Рейха орал на Зелевского прямо со скамьи подсудимых: «Грязная, проклятая, предательская свинья! Отвратительная вонючка! Он был самым проклятым убийцей во всей этой чертовой компании! Грязная отвратительная собака!».

Предателем бывшего соратника сочли все, кто сидел на скамье подсудимых в Нюрнберге.

Возможно, чтобы как-то обелить себя в глазах нацистов, которым удалось спастись от возмездия, Бах-Зелевский выдумал версию, что это именно он передал Герингу цианистый калий, встретившись с ним в тюремном коридоре, и тем самым, спас от позора виселицы.

Дни свои Бах-Зелевский окончил в 1972 году в мюнхенской тюрьме, куда его упекли за убийства, совершенные еще до войны. За свои военные преступления этот человек так и не ответил.