17/11/23

Игорь Тальков: кем на самом деле певец был по национальности

Знаменитый рок-бард перестроечной эпохи Игорь Тальков для многих является символом возрождения русского национального самосознания. Сам он высказывался о себе однозначно: «я русский православный человек», «я считаю себя русским патриотом». Однако вопрос о национальности Талькова не так прост, как кажется на первый взгляд.

Корни

В книге Ирины Измайловой «Тайна Игоря Талькова» указано, что предки певца происходили из дворянского сословия. Его дед по отцовской линии Максим Максимович Талько работал военным инженером, а другие родственники служили в царской армии.

Первоначальная форма фамилии указывает на украинские (или, в дореволюционной терминологии, малороссийские) корни семьи. Согласно базе данных «Память народа», в 1940-х годах красноармейцы с фамилией Талько происходили преимущественно из Житомирской области. Документы о дворянском происхождении рода Талько ныне хранятся в государственном архиве Житомирской области Украины. Другие источники называют Игоря потомственным казаком (что не исключает принадлежности к дворянству).

Максим Талько, служивший в Польше, женился на хозяйке прачечной Елене Анатольевне, польке по национальности. Их сын Владимир Максимович (отец Игоря Талькова), родился в 1907 году. Фамилию он сменил, по одной из версий, чтобы не привлекать внимания советской власти.

В СССР Владимир Тальков работал драматическим актёром. Несмотря на коммунистические убеждения, при Сталине он был репрессирован и оказался в заключении в деревне Орлово-Розово Чебулинского района Кемеровской области. Здесь, в одном из отделений Сиблага, Владимир Тальков познакомился с другой узницей – Ольгой Юльевной Швагерус (1924 года рождения), на которой впоследствии женился.

Из-за фамилии некоторые торопятся причислить мать Игоря Талькова к еврейской нации. Однако на самом деле её отец Юлий Рудольфович Швагерус происходил из немецких колонистов. Это подтверждают списки жертв репрессий, в которых присутствует множество репрессированных с аналогичной фамилией. Десятки Швагерусов происходили из одного места – колонии Каррас Минераловодского района Ставропольского края. Эта колония у подножия горы Машук была основана в 1802 году христианскими миссионерами из Шотландии, но её активно заселяли немцы из Поволжья и Новороссии. По состоянию на 1826 год в колонии проживало семеро домохозяев Швагерусов, имевших жён и детей. Их фамилия, известная по крайней мере с XVIII века, происходила от слова Schwager, что значило либо «зять, шурин», либо «ямщик». У российских евреев фамилия Швагерус отсутствовала.

Из колонии Каррас, переименованной в село Иноземцево, происходил и Юлий Рудольфович Швагерус, потомственный кожевник. Он женился на ставропольской крестьянке Татьяне Ивановне Мокроусовой (по некоторым данным, потомственной казачке). Его дочь Ольга при получении советского паспорта первоначально хотела записаться немкой, но по настоянию отца указала национальность «русская». Она с большим уважением отзывалась о немецких предках, называя их «деловым народом, знающим многие ремёсла». Вместе с тем, биограф Талькова Ирина Измайлова называет мать певца «настоящей русской женщиной».

Если оперировать критериями происхождения, Игоря Талькова трудно назвать этническим русским. Но можно констатировать, что, несмотря на германскую примесь, в жилах музыканта текла на три четверти славянская кровь, причём наполовину он являлся казаком. Юность Игоря Талькова прошла в Тульской области, куда приехали его родители после освобождения из лагерей (здесь же жил на поселении дед-немец Юлий Швагерус).

Национальный вопрос в творчестве Талькова

Многие песни Игоря Талькова кажутся сегодня ещё более острыми и актуальными, чем в начале 1990-х годов. В творчестве певца звучат гневные восклицания в адрес Чернышевского, Герцена и Карла Маркса, последователи которых, по его мнению, «свободных славян обратили рабами и в тюрьму превратили Великую Русь». При подразумеваемом сострадании к русским у Талькова нет их противопоставления другим народам. В одном из интервью певец уточнял, что любит «любой другой народ, который живет на этой земле и относится к моему народу с уважением».

Песни Талькова проникнуты рассуждениями о судьбах России, в них отражены патриотические и христианские идеалы (однако в книге «Монолог» Тальков пользуется откровенно оккультной терминологией и цитирует тексты экстрасенсов-«биопсихоприёмников»). Творчество Талькова вполне вписывается в традиционную парадигму отечественной культуры, которая не отделяла идею Родины от судеб русского народа.

Признаки национализма Талькова можно усмотреть в его внимании к еврейскому вопросу. В том же «Монологе» певец открыто критикует «сионистов» (и Ленина вместе с ними) за «русофобию». Но в рок-лирике барда эта тема если и присутствует, то очень завуалированно. Например, в песне «Россия» («Листая старую тетрадь...») многих смутили строчки «а золотые купола кому-то чёрный глаз слепили» и упоминание о «новоявленных иудах». Впрочем, «чёрный глаз» – традиционный символ колдовского сглаза, а «иуда» – синоним предателя. Порицаемые Тальковым «силы зла» не имеют чёткой национальной привязки.
Отвечая на обвинения в антисемитизме, Игорь Тальков своё отношение к евреям и другим нациям сформулировал так:

«Я сужу людей не по национальному признаку, а по наличию у них совести либо – отсутствию её, – писал певец. – Порядочный еврей другом мне стать может, тогда как негодяй русский никогда. Мне приходилось встречать евреев, живущих по христианским принципам, и русских «иуд».

Тальков не кривил душой: например, еврей Геннадий Берков являлся основным музыкантом группы Талькова «Спасательный круг». А предполагаемый убийца певца Валерий Шляфман работал у него директором.

Таким образом, при вполне определённой идейной направленности Игорь Тальков был всё-таки далёк от национализма в его экстремистских формах. Чего нельзя сказать о некоторых поклонниках певца, готовых видеть в убийстве Талькова «ритуальное жертвоприношение» и призывающих канонизировать барда-эзотерика как якобы «мученика за Христа».