Ситуация в Азовском море после строительства моста через Керченский пролив стала более напряженной. Украинская сторона неоднократно грозилась впустить в свои территориальные воды флот НАТО. Но есть ли у нее такое право?
25 ноября 2018 года российскими пограничниками в районе Керченского пролива были задержаны три украинских корабля, два из которых оказались военными. Им было предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы Российской Федерации, после чего суда отконвоировали в Керчь, а экипаж арестовали.
В Москве оценили инцидент как провокацию украинского руководства, которое искало повод для ввода военного положения в некоторых регионах страны. По мнению политологов, этот шаг позволил бы отсрочить президентские выборы и продлить на неопределенный срок полномочия действующего главы государства Петра Порошенко. Согласно другой версии, эта акция могла нести непосредственную угрозу Крымскому мосту.
В Киеве считают, что разрешение на проход украинских судов было оформлено согласно всем нормативам и признают действия погранслужбы РФ незаконными. Как и следовало ожидать, Украину поддержали в США. Посыл из-за океана был таков: Россия «пиратской атакой» на украинские катера нарушила все нормы международного права и бросила вызов самим Соединенным Штатам. Многие американские политики для умиротворения российско-украинского конфликта призвали Вашингтон отправить в Азовское море военно-морской флот США.
Очевидно, что этого хотят и в Незалежной. В Киеве неоднократно заявляли, что Россия регулярно блокирует прохождение украинских судов через Керченский пролив и даже собирались принять ответные меры. Сейчас в Верховной Раде одновременно с пересмотром Договора о дружбе с Россией пытаются принять закон о «прилегающей морской зоне», который бы позволил кораблям НАТО беспрепятственно находиться в украинских территориальных водах Азовского моря.
Украинские политики уверены, что после разрыва Договора о дружбе Киев уже не будет связан с Москвой никакими правовыми обязательствами. Это, в частности, позволит морской охране в целях предотвращения действий, нарушающих законодательство Украины, открывать огонь без предупреждения. Кроме того, без консультаций с российской стороной Украина будет вправе приглашать военные корабли НАТО в порты Мариуполя и Бердянска.
Чтобы понять, возможно ли осуществить проход военных судов третьих стран через Керченский пролив нужно обратиться к истории. В советское время Азовское море в силу географического фактора имело статус внутреннего, что было подтверждено международными нормативными актами. Но после развала СССР с появлением двух субъектов, России и Украины, статус Азовского моря потребовал пересмотра.
Первой начала действовать Украина, которая в одностороннем порядке объявила Керчь-Еникальский канал – главный судоходный путь из Черного в Азовское море – своей юрисдикцией. К слову, этот канал был построен Россией в далеком 1874 году и совершенствовался вплоть до начала Первой мировой войны.
В октябре 1995 года МИД Украины инициировал пересмотр статуса Азовского моря и Керченского пролива, настаивая на признании государственной границы, которая, по мнению Киева, существовала как административное разграничение между бывшими союзными республиками.
Российский МИД в ответ изложил свою позицию, согласно которой за Азовским морем и Керченским проливом закреплялся статус «исторического моря России и Украины» и не допускалось какое-либо территориальное разграничение этой зоны. Россия настаивала на совместном использовании (военном, научном, промысловом или торговом) двумя странами всей акватории Азовского моря и ограничении нахождения там судов третьих стран.
В 2003 году после многочисленных переговоров обе стороны наконец пришли к компромиссу и подписали долгожданный Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Там сообщалось, что Азово-Керченская акватория является целостным образованием, и все спорные вопросы должны решаться мирным путем с учетом интересов Российской Федерации и Украины.
Иностранные торговые суда, согласно договору, имеют право заходить в российские или украинские порты, военные корабли под флагами третьих стран могут проходить через Керченский пролив по приглашению одной из сторон, но обязательно согласованному с другой стороной.
Позднее Украина выступила с предложением распространить на Азово-Керченскую акваторию нормы международного права, установленные Конвенцией ООН, что обеспечило бы свободное судоходство в Азове любым судам третьих стран. Однако Москва наотрез отказалась рассматривать эту инициативу, которая, по мнению российского руководства, могла иметь серьезные последствия для безопасности всего региона. Переговоры о статусе Азовского моря и Керченского пролива велись вплоть до 2014 года, пока в результате референдума Крым не был провозглашен субъектом Российской Федерации. С этого времени любые контакты между Россией и Украиной на официальном уровне относительно разрешения спорных ситуаций в Азовском регионе стали невозможными.
Сегодня статус Азовского моря формально по-прежнему определяется соглашением 2003 года. Специалист по морскому праву Владимир Гладышев отмечает, что в Азовском море все еще действует режим «внутренних вод», как, например, в Ладожском озере, что автоматически накладывает ограничения на проход иностранных судов. Другим словами, военные корабли под флагом третьих стран, пусть и приглашенные Украиной, без согласия России пройти через Керченский пролив не могут.
Впрочем, есть и другие ограничения, которые не позволят военным судам, в частности американским, войти в Азовское море. Максимальная глубина Азовского моря 14 метров, а, к примеру, осадка авианосца «Джордж Буш» при полной комплектации превышает 12 метров. Он сядет на мель при первом удобном случает. Более того, 35-метровая арка Крымского моста просто не даст возможности пройти в Керченский пролив авианосцам класса «Нимитц», чья высота достигает 60 метров.
Даже если допустить, что Россия позволит зайти в пролив американским эсминцам или ракетным крейсерам, то и они не смогут маневрировать в море со средней глубиной в 7 метров – ведь осадка того же «Дональда Кука» 9,5 метров. А более легкие бронекатера ВМФ США станут серьезной помехой активному судоходству в Бердянском заливе.
Но, по мнению отечественных экспертов, российские ВКС скорее всего блокируют корабли ВМС США еще в Черном море. Как это случилось с упомянутым выше эсминцем «Дональд Кук», чья электроника была «выключена» средствами РЭБ бомбардировщика Су-24. Если же американский флот отважится приблизиться к Керченскому мосту, то его встретят российские подводные лодки и ракетные сторожевые корабли.