Официальная трактовка цен на продовольствие во время военного периода и реальное положение дел с этим «несколько разнились». Существовало много факторов, влияющих на обеспечение гражданского населения продовольствием, в том числе касающихся ценовой политики.
Член ЦК партии: «Ничего не подорожало, все было нормально»
Это мнение члена Политбюро ЦК ВКП (б) Николая Вознесенского, издавшего в 1947 году монографию «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Она была до такой степени комплиментарной в плане ценовой политики во время Великой Отечественной войны, что не прошло и года, как этот труд получил Сталинскую премию, причем I степени.
По Вознесенскому, «индекс потребительских цен [во время Великой Отечественной]... почти не изменился». Исключение составили алкоголь и табак — именно на них, по мнению автора монографии, в войну цены действительно выросли. В СССР во время Второй мировой существовала карточная система. Карточки в основном отоваривались, но действовал еще один существенный сегмент экономики — рынок. И он диктовал собственную ценовую политику (не учитываемую государством при расчете официально декларируемых «военных» розничных потребительских цен).
Тот же Вознесенский отмечал: в 1943 году в сравнении с 1940-м на колхозных рынках СССР продукты растениеводства и животноводства подорожали в среднем в 13 раз. Объяснение этому было простое (и, к слову, подтвержденное в монографии): превышение рыночного спроса над предложением — людям просто не хватало продуктов, отпускаемых по карточкам.
Современники о реальной ценовой политике военного времени
В СССР после 1960-х начали публиковаться писатели-фронтовики. В описании войны их произведения кардинально отличались от официальной картины, поскольку были максимально автобиографичны. Эти повести и рассказы содержали множество сведений о том времени. В том числе и касающихся потребительских цен. В повести Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению», к примеру, герой говорит, что кило картошки на рынке стоит 90 рублей, водка (в Москве) — 30 рублей за пол-литра (самогон «в деревнях» — 500). Зарплата лейтенанта в Великую Отечественную войну — около 600 рублей.
По воспоминаниям бывшего пехотного офицера (штабника) Александра Лебединцева, он к 1945 году ежемесячно как начальник штаба полка получал 1300 рублей. Пол-литра водки стоили 300 рублей, пачка «Казбека» — 75. На периферии (к примеру, в Горьком), по воспоминаниям писателя Всеволода Иванова, в 1942-м литр водки стоил 450 рублей (в Куйбышеве — в 1,5 раза дороже), двухсотграммовый стакан проса — 25 рублей.
Что говорят ученые: сравнительный анализ цен
«Московский комсомолец» запросил мнение специалистов научно-исследовательского института Счетной палаты России по поводу соотношения потребительских цен на продовольственные и промышленные товары до войны и в течении Великой Отечественной. Разница оказалась более чем существенной.
К примеру, мужское пальто подорожало в 6 раз (данные на 1940 и 1944 годы), ботинки — в 20 раз. В среднем, разница стоимости одежды мужчины до и во время войны оказалась 12-кратной в пользу увеличения. Аналогичная ситуация была и с продуктами — десятикратное подорожание говядины, молока, муки и двадцатикратное — яиц и картофеля. Данные Вознесенского по поводу увеличения стоимости табачных и алкогольных товаров подтверждаются, но вместе с ними стремительно выросли и цены на соль. Водка в среднем стоила в 20 раз дороже довоенной (тогда цена бутылки была 11,5 рублей).
По словам профессора, доктора экономических наук Никиты Кричевского, свою роль в этом ценообразовании играла плановая экономика, действовавшая в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее цены за первые три военных года на колхозных рынках выросли в 13 раз — эту сферу торговли государство, по сути, не контролировало. Стоимость «военной» потребительской корзины, по подсчетам НИИ Счетной палаты, составляла 663 рубля, и позволить себе закупить перечень этих продуктов могли только военные (начиная от капитана с зарплатой 800 рублей), которые и так находились на полном продовольственном обеспечении.