03/05/23
Тотила, король остготов, в гостях у Бенедикта Нурсийского

Исчезновение крымских готов: что на самом деле случилось с этим народом

Именно с вторжения готов на территорию Европы в II – III веках нашей эры фактически началось Великое переселение народов. Готы под командованием вождя Алариха были первыми варварами, осмелившимися потрясти своей дерзостью цивилизованную Европу и завоевать в 410 году Рим, горделивую столицу латинской империи. В результате завоевательных походов готы завладели землями на территории всей Европы, начиная с современных Кавказа, Крыма и Украины на востоке – и включая Италию и Испанию на юге и западе.

В Восточной Европе готы в течение нескольких столетий проживали по соседству со славянами. По мнению языковедов, именно из готского языка через старославянский к нам пришли такие общеупотребительные слова как «хлеб» (hlaifs), «котёл» (katils), «искушать» (kausjan), «верблюд» (ulbandus), «мытарь» (motareis), «поститься» (fastan), «хлев» (hlaiw), «мзда» (mizdo), «плясать» (plinsjan), «смоква» (smakka) и многие другие. Более того, по всей видимости, именно от крымско-готского wingart произошло русское слово «виноград».


Готы перестали существовать как этнос достаточно рано. Проживавшие в Италии остроготы (остготы) были практически полностью ассимилированы местным населением после кровопролитных войн с византийским полководцем Велизарием (535-554). То же самое случилось и с жившими в Испании визиготами (вестготами / везеготами) после арабского вторжения 711 года. По некоторым предположениям, испанская область Каталония – где сегодня играет в футбол знаменитая «Барселона» – несет в своем название отголосок исторического смешения в этом регионе в средневековое время готов и алан (т.е. «Готалания»).


И лишь в Крыму готы продолжали существовать как отдельный народ как минимум до XVI, а может быть, и даже до XVII-XVIII веков. Проникшие в Крым в III веке н.э. готские племена оседают преимущественно в юго-западном Крыму и, приняв христианскую веру византийского образца, начинают смешиваться с местным аланским населением, одновременно перенимая язык и культуру греков-византийцев. Данные археологии свидетельствуют о том, что в VI-VII веках крымско-готские женщины носили типичный германский костюм, в состав которого входили драгоценные застежки-фибулы, серьги, браслеты и удивительные по своей красоте массивные пряжки с изображением головы орла (т.н. «орлиноголовые»). Из-за смешения с аланами (предками современных осетин), средневековые путешественники и современные ученые называют крымских готов «готаланами» или даже «аланоготами».

После вторжения в Крым татар в XIII веке некоторая часть готов в дополнение к греческому начинает также использовать татарский. Даже во второй половине XVI века (а по некоторым данным вплоть до конца XVIII) готское население Крыма продолжало использовать в качестве языка домашнего общения родной германский диалект. Этот уникальный диалект является хронологически самым поздним реликтом восточногерманских языков, на которых говорили европейские готы.
В 1475 году в Крым вторгаются новые завоеватели – турки-османы. После этого грецизированное готское население начинает культурно (а, возможно этнически и религиозно) «татаризироваться» и утрачивать свою готскую идентичность. Тем не менее, даже в XIX веке некоторые этнографы и историки считали потомками готов голубоглазое и светловолосое население греческих деревень Мариуполя и горного Крыма. В годы Второй Мировой войны «готскую тему» пытались использовать нацистские идеологи, вынашивавшие замыслы переименования Крыма в «Готенланд» и заселения полуострова этническими германцами.


Так куда же исчезли крымские готы? Ученые XIX века часто задавались вопросом о том, что же, собственно говоря, стало с целым народом, который подавал признаки жизни, по некоторым сообщениям, еще в конце XVIII века. Исследователи совершенно справедливо указывали на то, что поиски потомков готов следовало бы начать с исследования нескольких этнических групп, с которыми те предположительно смешивались и вступали в браки. Из этих групп обычно выделялись говорившие на греческом христиане таты и урумы, переселенные из Крыма в Приазовье в 1778 году, а также южнобережные и горские татары Крыма, говорившие на крымскотатарском. Действительно, и у тех и у других часто можно встретить индивидуумов со светлыми или рыжими волосами, бледной кожей и голубыми глазами.