31/01/22

Иван Черняховский: как в 1945 году погиб самый молодой генерал

За время Великой Отечественной войны на фронте погибли три советских генерала армии. В 1943 году не стало Иосифа Апанасенко, год спустя – Николая Ватутина. Последним погиб «покоритель Восточной Пруссии» Иван Черняховский – 37-летний генерал, который несмотря на молодой возраст, пользовался огромным авторитетом в Красной Армии. Командующий 3-м Белорусским фронтом получил смертельное ранение 18 февраля 1945 года. «Ах, какого мужика не уберегли!» – с горечью говорили солдаты.

Таинственная гибель

19 февраля советские газеты сообщили народу, что днём ранее прославленный генерал Черняховский «скончался от тяжёлого ранения на поле боя». Подробности трагедии знали немногие: по военной связи прошла информация, что генерал погиб во время рекогносцировки на участке 2-й гвардейской стрелковой дивизии.

По приказу Сталина Черняховский был похоронен в освобождённом им Вильнюсе, в Москве в его честь прогремел салют из 124 орудий. Вдове, сыну и дочери Черняховского Совнарком выделил единовременное пособие в размере 125 тысяч рублей и назначил пенсии – в общей сложности четыре тысячи рублей в месяц. Но лишь спустя много лет, с выходом мемуаров участников войны, стало известно о том, что именно произошло.

Что он делал на передовой

Черняховский встретил смерть в окрестностях Мельзака (ныне город Пененжно, Польша) – города, об освобождении которого 17 февраля сообщило Совинформбюро. Утром 18 февраля на левом фланге фронта командующий осмотрел позиции 5-й армии, а оттуда выехал в расположение 3-й армии генерала Александра Горбатова. Черняховский часто появлялся на передовой и порой заезжал туда, где не рисковало появляться даже командование дивизий.

Случалось, что пули пробивали шинель или фуражку военачальника, но до поры до времени обходилось без ранений. Бдительность Черняховского могло притупить его воодушевление от скорого присуждения маршальского звания, которого он ожидал 23 февраля. По свидетельству адъютанта, к кителю генерала уже были пришиты маршальские погоны.

Роковым решением Черняховского стало то, что он нарушил собственное «расписание» – генерала ждали в командном пункте. Но оставить без внимания части Горбатова было нельзя. Перед 3-й армией стояла задача прорваться к морю и не дать фашистам отступить по льду в Данциг. Недавно Горбатов получил в своё распоряжение тяжёлые САУ, и Черняховский собирался присутствовать на их испытании. Командующий 3-м Белорусским фронтом нервничал – о применении «самоходок» ему предстояло доложить Сталину.

Роковой снаряд

Внедорожник командующего ГАЗ-61 мчался по шоссе. Командование корпуса выслало навстречу Черняховскому майора оперативного отдела. Поравнявшись на перекрёстке на юго-западной окраине Мельзака, автомобили поехали рядом друг с другом, причём сопровождающий ехал впереди, указывая путь. Тем временем в 10-15 км к западу от города продолжался бой, и немецкая артиллерия периодически стреляла по району командного пункта русских.

Машина поехала не самым безопасным путём – майора подвело плохое знание местности. От перекрёстка автомобили успели отъехать пару километров, когда внезапно раздался взрыв. Одиночный тяжёлый снаряд упал в 10-15 метрах от машины Черняховского.

Как оказывали помощь

В ряде источников говорится, что ГАЗ вёл водитель Борис Виноградов, а генерал ехал на пассажирском кресле и даже задремал. Другие пишут, что Черняховский отстранил шофёра, и сам был за рулём. Так или иначе, после взрыва командующий фронтом оказался тяжело ранен.

«Осколок пробил борт машины, бекешу и попал под левую лопатку Ивана Даниловича», – отмечает биограф генерала Акрам Шарипов. В Центральном музее Вооружённых сил РФ можно увидеть бекешу генерала Черняховского. На ней два отверстия – сзади и спереди. Рана оказалась сквозной, причём располагалась она близко к сердцу.

Адъютант Черняховского подполковник Алексей Комаров приказал водителю свернуть с дороги. Комаров наложил шефу бинты, но тот продолжал терять кровь. Изо рта генерала шла алая пена. Черняховский распорядился ехать в госпиталь. Но тут подъехал генерал Горбатов – он видел случившееся с расстояния 150 метров.
«Ранен смертельно, умираю», – сказал ему Черняховский.

Горбатов приказал довезти пострадавшего до ближайшего медсанбата, находившегося в трёх километрах. Здесь рану генерала очистили и заново перевязали его. Также Черняховскому сделали переливание крови. По версии Акрама Шарипова, командующий скончался именно в медсанбате. Но писатель Владимир Карпов, встречавшийся с Черняховским во время войны, утверждает, что его поместили в санитарную машину. Врач вместе с Комаровым повёз генерала в госпиталь. В дороге раненый умер.

Стреляли свои

Традиционно считается, что шальной дальнобойный снаряд прилетел с немецких позиций. Маршал Георгий Жуков в беседе с министром иностранных дел Андреем Громыко назвал гибель Черняховского «случаем» (случайностью), от которого «никуда не уйдёшь».

Однако есть версии, что генерал стал жертвой намеренного «дружественного огня». В ряде источников описано ДТП, в которое Черняховский попал буквально за несколько минут до гибели. На дороге его автомобиль повстречался с колонной танков Т-34. Во время обгона один из танков задел ГАЗ, и тот свалился в кювет.

Сразу после этого Черняховский, возможно, и сел за руль машины. Предполагается, что выстрел из ствола танкового орудия мог быть сделан из мести. Якобы во время «разборки» после аварии был застрелен командир танка – его убил то ли сотрудник НКВД, то ли сам Черняховский – эту версию выдвинул в 1995 году автор белорусской газеты «Знамя юности» Алесь Ветер. Впрочем, данная публикация не слишком заслуживает доверия, так как прочие обстоятельства трагедии изложены в ней иначе, чем вспоминают очевидцы.

Весьма подозрительной, однако, выглядит роль генерала Горбатова. По мнению сына погибшего, Олега Черняховского, командующий 3-й армией «скрывался» от встречи с начальником. Поэтому Горбатов и выслал к Черняховскому офицера связи, а не стал встречать его лично. Другой странный момент связан с остановкой в медсанбате. Если Черняховскому могли оказать достаточную помощь, то почему временно не оставили его там? А если не могли – почему не повезли сразу в госпиталь? «За спиной» генерала Горбатова вполне мог стоять Сталин, недолюбливавший слишком ярких военачальников. А Черняховский, который берёг жизни солдат, был любимцем всей армии.

Все версии гибели генерала от рук своих остаются лишь на уровне предположений. Неоспоримо лишь одно – мистическое сходство судьбы Черняховского с судьбой генерала Ватутина, у которого Черняховский служил начальником штаба. Оба генерала погибли во цвете лет, получив ранения на дорогах войны.