18 февраля 1945 года далеко от линии фронта нелепо погиб самый молодой из командующих фронтами 37-летний генерал армии Иван Данилович Черняховский.
Есть данные, что на День Красной Армии уже был подготовлен проект приказа Верховного Главнокомандующего о присвоении очередных воинских званий группе советских военачальников. В приказе значился и Черняховский: ему должны были присвоить звание маршала.
Шальной снаряд
Официальная версия была подробно изложена в воспоминаниях генерала армии Александра Горбатова (1965), находившегося в момент гибели недалеко от Черняховского. Командующий фронтом ездил инспектировать части 3-й армии во взятый накануне советскими войсками город Мельзак (Восточная Пруссия; ныне Пененжно в Польше). Внезапно раздался звук от взрыва снаряда. Когда дым рассеялся, оказалось, что Черняховский ранен осколком снаряда в грудь. Рана была смертельной.
В этом рассказе поражает (и сам Горбатов высказывает удивление), что из пяти человек, находившихся в машине вместе с Черняховским (кроме него, там были ещё его адъютант, шофёр и два солдата), никто не пострадал. Не был повреждён и автомобиль (очевидно, это была машина с открытым верхом).
И до сих пор странные обстоятельства гибели командующего Третьим Белорусским фронтом вызывают к жизни всякие домыслы.
Впечатляющая карьера
17-летний деревенский хлопец Черняховский добровольцем вступил в Красную Армию и связал с ней свою жизнь. К началу Великой Отечественной войны он имел чин подполковника и командовал танковой дивизией в Прибалтике. Его умелые действия в нелёгком 1941 году способствовали его карьере. В мае 1942 года он стал генерал-майором, в июле того же года был назначен командующим армией, в 1943 году освобождал Воронеж, Курск, форсировал Днепр.
Перед началом операции «Багратион» Черняховский стал командующим Третьим Белорусским фронтом. За умелые действия при освобождении Витебска ему присвоили звание генерала армии. Войска его фронта брали Вильнюс, Каунас, вступили, наконец, на территорию Третьего рейха.
«Убийство в спину» поляками?
В Польше и Литве с начала 1990-х годов имя Черняховского подверглось официальному поношению. Во время новой волны русофобии, поднятой в 2014 году, был снесён памятник Черняховскому на месте его гибели. Поляки не могли простить советскому военачальнику осуществлявшихся по его приказу массовых расстрелов, как они утверждают, офицеров и бойцов польской антифашистской Армии Крайовой.
В связи с этим в российских СМИ начала приобретать популярность версия о том, что Черняховский был убит польскими повстанцами. Однако непонятно в таком случае, как технически было осуществлено такое убийство снарядом, да так, что случайный осколок снаряда избирательно задел одного лишь генерала. Откуда, в конце концов, мог быть сделан выстрел? Из захваченного диверсантами артиллерийского орудия или танка? О таком случае стало бы известно, однако он нигде не упоминается.
Если бы в то время – февраль 1945-го – у советского руководства имелись по этому случаю хотя бы косвенные улики на антисоветчиков из Армии Крайовой, то оно не преминуло бы обвинить именно их в гибели Черняховского. Поэтому представляется, что версия о «предательском убийстве в спину», к тому же придуманная через семь десятков лет после события, нелепа.
Чернуха от журналиста
В публикации журналиста Романа Щербенкова в «Экспресс-газете» (29.06.2018) названы ещё две «жёлтые» версии гибели генерала. По одной из них, Черняховский якобы накануне пьянствовал с одной из своих «фронтовых жён» в медсанбате, а наутро под горячую руку расстрелял командира одного из танков. Экипаж танка отомстил, выстрелив вслед генеральскому «виллису».
Здесь Черняховскому приписывается совершенно несвойственное ему поведение. По свидетельству маршала Константина Рокоссовского, Черняховский был «замечательный командующий. Молодой, культурный, жизнерадостный. Изумительный человек! Было видно, что в армии его очень любят. Это сразу бросается в глаза. Если к командарму подходят докладывать не с дрожью в голосе, а с улыбкой, то понимаешь, что он достиг многого. Командиры всех рангов остро чувствуют отношение старшего начальника, и, наверное, мечта каждого из нас — поставить себя так, чтобы люди с радостью выполняли все твои распоряжения. Вот этого Черняховский достиг».
Снова «Сталин виноват»?
По другой «версии», Сталин дико завидовал талантам молодого генерала, его быстрой карьере, боялся его популярности и захотел его убрать.
В таком случае, следовало бы объяснить, почему Сталин не ликвидировал ещё до конца войны также и других выдвинувшихся военачальников – Жукова, Конева, Рокоссовского, Василевского, Малиновского, Толбухина и т.д. Популярность любого из них была ещё опаснее для власти Сталина. Если, конечно, представлять Сталина таким маньяком.
Ну и как, в таком случае, остались живы все случайные свидетели гибели Черняховского, начиная с генерала Горбатова? Не проще ли было бы, согласно этой «версии», ликвидировать их всех, сославшись на «шальной снаряд»? Или они соучастники этого преступления? Снова полный абсурд.
Наконец, данная «версия» просто противоречит тому факту, что именно Сталин всю войну всячески выдвигал Черняховского и способствовал его карьере.
Если предположить, что Черняховского хотел убрать кто-то из завистливых коллег-конкурентов по генералитету, то опять же, это не подтверждается фактами дальнейших служебных перемещений. На место Черняховского был прислан командовать заместитель начальника Генштаба маршал Василевский. Для того это было, в известном смысле, понижением в должности. Да и не стремился никто на место Черняховского: ведь его фронту предстояли тяжелейшие бои в Восточной Пруссии.
***
Приходится признать, что первоначальная официальная версия гибели Черняховского от снаряда немецкого дальнобойного орудия, один из осколков которого чисто случайно попал в генерала армии, остаётся по сей день единственно правдоподобной.