Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «грозным» до сих мало кто может ответить.
Не только Иван IV
Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.
Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.
Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.
Когда Грозный стал «грозным»?
Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.
Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».
Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».
То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» - это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.
Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».
Сказки об Иване Грозном
Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.
О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь - человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой - раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.
«Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда».
«Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел».
Мы приведем только две сказки о Грозном - «Иван Благочестивый», и «Иван Певчий».
«Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве».
«Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его».
Грозный отец
Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.
Есть мнение о том, что «грозным» Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?
Главной уликой является... картина Репина.
Убийство Иваном Васильевичем своего наследника - весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Либо сами слишком много применяли для лечения ртуть, которая тогда считалась чуть ли не панацеей.
Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.
Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический «.
На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.
Что значит «грозный»?
Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.
Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.
Скрынников пишет:
«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»
Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»
Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию - к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).
Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.
Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:
«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».
Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.
Кому выгодно?
Иван Грозный не только первый царь, про которого начали сочинять сказки, но и первый русский царь, про которого стали писать и снимать комедийные сюжеты (вспомним Булгакова и экранизацию его пьесы «Иван Васильевич меняет профессию»).
Как же так получилось, что «грозный» приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм «Царь» Лунгина)?
Вероятнее всего, «ноги растут» из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале «золотого» XIX века.
Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно - европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда «вертелись» сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и «прибрать к рукам» Московию. Иван Грозный этого не позволил, отношение к нему было не самое благожелательное.
Кстати, и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся «научать» Елену, ударил её по лицу и избил посохом.
Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.
Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти - он нивелирует все просчеты, говорит о том, что «вспомните и не ропщите, было и похуже». Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.
Сейчас нам так же прививают страх к советскому времени.