07/07/23

Самая страшная ночь в году: что на самом деле делали русские на Ивана Купалу

Ночь Ивана Купала считалась одной из самых ужасных в году, так как, согласно поверьям, граница между миром людей и потусторонним миром становилась очень тонкой. Чтобы защититься от различных злых сил, проводились различные ритуалы.

Интересно, что славянский праздник Ивана Купала совпадает с христианским празднованием Рождества Иоанна Предтечи, что всегда вызывало осуждение со стороны церковных деятелей. Например, автор "Стоглава" писал: "Мужчины, женщины и дети в домах, ходят по улицам, устраивают различные игры и развлечения, поют сатанинские песни, танцуют, играют на гуслях и других инструментах, а также пьянеют".

Этнографы, описывающие вакханалию на Ивана Купала, называли это "ритуальными безобразиями". Основными инициаторами этих безобразий была молодежь, которая собиралась в группы и шумно веселилась всю ночь в деревнях. В южных и юго-западных областях России возбужденные толпы воровали дрова, разбирали телеги и ворота, чтобы использовать их для шалостей, а также подпирали двери домов или затаскивали их на крыши. Молодые люди верили, что таким образом они смогут найти колдуна: они знали, что обычные селяне будут относиться к их шалостям спокойно, а тот, кто связан с нечистой силой, обязательно отгонит их.

Особенно шумно и безобразно проходила купальская ночь в Полесье. Там молодежь разбрасывала повсюду сломанные калитки, бочки, лодки, сани, инвентарь, переплетала дороги веревками и кишками зарезанного скота, перекрывала дымоходы в жилищах, бросала ульи в колодцы, разгоняла лошадей и устраивала пожары. Этнографы связывали эти действия с сакральной функцией очищения и защиты: главное в эту таинственную ночь - не допустить высвобождения злых духов.

Одним из способов защиты от злых сил была красная нить, которая присутствовала во всех купальских ритуалах. Хозяева, опасаясь, что ведьма может войти в их дом или в хлев, украшали помещения зеркалами, крапивой и даже рваными штанами. В Малороссии было принято обкладывать двор осиновыми колышками и оставлять на столе воткнутые ножи и другие острые предметы.

Праздник Ивана Купала ассоциировался не только с безудержным весельем, но и с раскрепощением сексуальных норм, как у парней, так и у девушек. Не случайно его называли "развратным славянским празднованием" или "торжеством всеобщего вольного брака". По преданию, в купальскую ночь все запреты на интимные отношения снимались, и в купальских песнях часто встречались сюжеты о запретных отношениях между родственниками или будущими супругами.

Особенно свободными были отношения между молодыми людьми, которые еще не были женаты или замужем. Более того, в эту ночь пары, которые только собирались создать семью, освобождались от обязательств друг перед другом. Теплая летняя ночь, легкая одежда и алкогольные напитки только усиливали сексуальные желания молодых людей, участвующих в играх.

Эротизация Ивана Купала также символизировала культ плодородия. Не случайно одним из ритуалов было поклонение соломенной фигуре Ярила с большим фаллосом, перед которой размещали различные пищевые продукты.

Одним из главных атрибутов Ивана Купала были очищающие костры. Молодежь собирала огромное количество сухой травы и создавала из нее пирамиду. В центре пирамиды ставили высокий шест, на который крепили колесо, смоляную бочку и конский череп, символизирующие мировое древо. Костер обязательно разжигали "живым огнем", полученным трением.

По традиции, ко очищающему огню приглашались все женщины из селения - та, которая отказывалась прийти, могла быть обвинена в колдовстве. Девушку, не перепрыгнувшую через костер, также считали ведьмой - ее обливали водой и хлестали крапивой. Например, в Киевской губернии девушка, потерявшая девственность до свадьбы, не имела права перепрыгивать через купальский костер, так как по преданию она могла осквернить его.

Омовение водой – не менее действенный способ очиститься в купальскую ночь, чем прыжки сквозь огонь. Девушки считали, что утренняя роса не только очистит кожу от угрей и прыщей, но и избавит человека от болезней, порчи и сглаза. Широкой популярностью среди славян пользовался обычай, когда нарядно одетых односельчан прямо на дороге обливали водой, не только чистой, но и смешанной с грязью. Подобное озорство превращалось в настоящее соревнование между группами молодежи. Когда эта затея им порядком надоедала, полностью обнажившись, юноши и девушки предавались совместным купаниям.