10/09/19

Иван Суслопаров: почему Сталин запретил ему подписывать акт о капитуляции Германии

Иван Суслопаров навсегда остался в истории как глава советской военной миссии, подписавший акт о капитуляции Германии. Это событие произошло во французском Реймсе 7 мая 1945 года. Впрочем, прежде чем поставить свою подпись на документе, генерал отправил текст акта в Москву. Не дождавшись ответа, Суслопаров принял решение самостоятельно. Только потом Иван Алексеевич получил известие о том, что Сталин категорически запретил подписывать капитуляцию.

Военная карьера Суслопарова

Как утверждает Сергей Штеменко, автор издания «Генеральный штаб в годы войны», Иван Алексеевич Суслопаров был выходцем из простой крестьянской семьи. Однако он сумел сделать неплохую военную карьеру. Суслопарову довелось побывать на фронтах Первой Мировой войны и поучаствовать в Октябрьском восстании 1917 года, организованном большевиками. После того, как гражданская война закончилась, Иван Алексеевич решил продолжить службу, получив соответствующее образование: он отучился в Киевской объединенной военной школе и в Артиллерийской академии имени Дзержинского. Однако настоящий поворот в судьбе Суслопарова, который без преувеличения изменил всю его жизнь, произошел в 1939 году.

Именно тогда, если верить автору книги «Гитлер-директория» Елене Съяновой, Иван Суслопаров был отправлен во французскую столицу в качестве военного дипломата. По словам Съяновой, Суслопаров одновременно являлся опытным разведчиком. На европейской территории он координировал действия советских разведывательных сетей, в том числе и небезызвестной «Красной капеллы». В то же время он был удостоен и генеральского звания. В 1941 году Суслопаров вернулся на родину и во время Великой Отечественной войны командовал артиллерией 10-й армии Западного фронта. Однако летом 1944 года военачальника снова направили во Францию, где тот должен был осуществлять связь с союзниками, штаб которых располагался в городе Реймсе.

Подпись на акте о капитуляции

Как пишет В. И. Винокуров в своей книге «История военной дипломатии», вечером 6 мая 1945 года к Ивану Суслопарову явился адъютант американского генерала Дуайта Эйзенхауэра и доложил, что советского военачальника в срочном порядке вызывают в штаб в Реймсе. Адъютант добавил, что гитлеровец Алфред Йодль готов капитулировать в отношении англичан и американцев, однако по-прежнему вести военные действия против Советского Союза. Впрочем, позже уже сам Эйзенхауэр поведал Суслопарову о том, что союзники потребовали от Германии абсолютно капитуляции, и в конце концов гитлеровцы сдались. Иван Алексеевич в свою очередь отправил текст документа на родину: он должен был получить добро на дальнейшие действия.

Капитуляцию планировалось подписать в 2 часа 30 минут 7 мая. Так и не получив ответа от советских властей, Суслопаров решил взять ответственность на себя. Однако, если верить Сергею Сумленному, автору издания «Берлин: веселая столица, или От рейхстага до кебаба», Иван Алексеевич все-таки подстраховался: он настоял на добавлении в акт о капитуляции дополнительного пункта. Этот пункт гласил, что упомянутый документ не является помехой для заключения иных более совершенных документов. Суслопаров не прогадал. Вскоре из Москвы поступило указание от Сталина: никаких актов не подписывать! Понятно, что генерал был уверен в том, что наказания ему не избежать. Но все обошлось. Сталин заявил, что претензий к Суслопарову не имеет.

Причины запрета Сталина

Почему же глава государства запретил Ивану Суслопарову подписывать акт о капитуляции? Как пишет Дмитрий Петров в своей книге «Джон Кеннеди. Рыжий принц Америки», Сталина возмутила спешка, в которой оформлялся столь важный документ. Кроме того, вождь заявил, что исторический акт должен быть подписан представителями верховного командования государств антифашистской коалиции и именно в Берлине, то есть там, откуда пришла гитлеровская агрессия. Со Сталиным согласились многие, и в том числе лидеры Великобритании и Соединенных штатов. Впрочем, это официальная версия событий, в которой сомневается Борис Горбачевский, автор книги «Победа вопреки Сталину. Фронтовик против сталинистов».

Горбачевский считает тот факт, что Суслопаров не смог вовремя связаться с Москвой, сомнительным. По мнению Бориса Семеновича, Иван Алексеевич никогда бы не подписал столь важный документ без ведома верховного командования. Кроме того, Сталину обо всем доложил Эйзенхауэр. Горбачевский замечает, что сразу после победы Суслопаров был направлен в Москву и получил довольно завидную должность начальника Высших разведывательных курсов Красной армии. Чуть позже аналогичный пост он занял в Военно-дипломатической академии. Горбачевский считает, что Сталину попросту нужен был предлог для того, чтобы устроить подписание акта в Берлине Жуковым.