Несмотря на заслуженную репутацию создателей многих лучших образцов военной и гражданской техники немецкие конструкторы тоже не могли предусмотреть все. Даже самое массовое и грозное оружие, в котором, казалось, должна была быть продумана каждая деталь, при применении оказывалось не идеальным: солдаты сталкивались с трудностями при его использовании и вынуждены были как-то компенсировать недостатки подручными средствами, чтобы избежать тяжелых травм.
К примеру, штурмовая автоматическая винтовка StG-44 – «штурмгевер», которую многие ошибочно считают прототипом автомата Калашникова. Этот автомат вообще имел недостатки, делавшие его не очень удобным в эксплуатации: ненадежный затвор, конструкция приклада, не позволяющая использовать автомат при его повреждении и неудобная для стрельбы из окопа; кроме того, защелка магазина StG-44 располагалась так, что можно было легко случайно нажать на нее и потерять магазин; то же самое – с кнопкой предохранителя. Еще один существенный недостаток – металлическое цевьё (часть ложи автомата, прикрывающая ствол). В отличие от того же АК, цевьё «штурмгевера» было выполнено не из дерева, а из металла, из-за чего при высоком темпе стрельбы оно быстро и сильно нагревалось. Стрелку грозил ожог руки и он вынужден был либо держать автомат одной рукой за магазин, либо использовать стрелковые перчатки, просто зимние рукавицы, кухонные прихватки или другие приспособления для защиты ладоней.
Еще более массовое и известное немецкое автоматические оружие, с которым пехотинцы вермахта изображаются почти в каждом фильме о Второй мировой – это пистолет-пулемет MP-40. За время войны их было выпущено более 2 млн единиц, так что почти каждый немец в армии сталкивался и с его особенностями – например, с сильной вибрацией этого оружия и малой прицельной дальностью (до 400 м). Как и «штурмгевер», МР-40 сильно и быстро нагревался при стрельбе длинными очередями. Поэтому и в этом случае приходилось либо пользоваться защитными средствами, либо ограничиваться короткими очередями по три-четыре выстрела.
Уже в следующей версии пистолета-пулемета – МР-41 – Хуго Шмайссер отделал ложу оружия деревом, и последствия перегрева перестали быть опасными для стрелка. Правда, этот образец не получил широкого распространения из-за судебных споров конструктора об авторских правах на конструкцию МР-41 с фирмой ERMA. Поэтому и появился потом МР-43, переименованный в StG-44, но, как уже указано выше, это оружие снова оказалось «беззащитным» против перегрева.
Вообще, стволы были проблемной частью не только ручного немецкого стрелкового оружия, но и некоторых пулеметов. Самый узнаваемый немецкий пулемет Второй мировой войны – MG-42, тоже «страдал» от этого. После использования трех пулеметных лент (по 50 патронов) необходимо было (по инструкции) менять ствол. Сменные стволы носили вместе с боеприпасами к пулемету. Это тоже было связано с перегревом – нагретый металл может деформироваться, и тогда пулемет заклинит. Чтобы заменить нагретый ствол и не обжечься, пулеметчики также надевали рукавицы или использовали тряпки. Ту же меру предосторожности соблюдали при заряжании в пулемет новой ленты.
Некоторые образцы германского вооружения требовали более серьезной защиты по сравнению с прихватками и рукавицами. Немецкая «базука» — «Панцершрек» (или «ужас танков») была снабжена специальным металлическим щитком, защищавшим наводчика от раскаленных пороховых газов, которые выходили при выстреле прямо в направлении лица солдата. Но до появления «Панцершрека», стрелявшего по танкам реактивными кумулятивными гранатами, вермахт имел на вооружении аналогичное оружие без щитка – «Офенрор». С ним немцы намучались – защищать лица от выхлопных газов приходилось, надевая маску противогаза, затрудняющую нормальную работу наводчика. Кстати, и с данными оружием нужно было использовать рукавицы, чтобы не получить ожог.
Но самым огнеопасным оружием вермахта, которое бойцы очень не любили – был огнемет. Само собой, огнемет сам по себе представляет угрозу для того, кто его использует. Чтобы не опалиться из-за внезапной поломки или по собственной неосторожности, использующие его огнеметчики должны были надевать кожаные защитные костюмы. Правда, они на самом деле редко это делали, так как в них немедленно узнавали огнеметчика и старались сразу уничтожить. Ко всему прочему, огнеметы были тяжелы (до 36 кг) и сильно снижали подвижность солдата. Нередко на поле боя солдатам приходилось расплачиваться (иногда по малой, а иногда и по самой высокой цене) за непредусмотрительность создателей их оружия.